Что роднит музыку с изобразительным искусством - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1. Что роднит музыку с изобразительным искусством

Все художественные произведения – и музыка, и литература, и изобразительное искусство – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. По-настоящему понять произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, понять на какой жизненной почве оно возникло и выросло.

Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных эпох.

“Услышать ” музыку этих картин, найти сочинения, созвучные им, – значит почувствовать почерк, стиль выдающегося Мастера, вступить в диалог с Художником любой эпохи. Обрати внимание на картину Р.Турньера “Камерное трио эпохи Барокко”. В этой картине изображена эпоха конца 16-17 веков Западной Европы. Эпоха называлась “странной, причудливой”, т.е. эпохой Барокко.

Картина В.Ермилова “Гитара” переносит нас в эпоху

20 века. Инструмент гитара изображён на картине абстрактно, т.е. мы не видим реальный инструмент, так как гитара изображена на картине геометрическими фигурами. Этот стиль в живописи называется абстракционизм.

2. Живописная музыка

Сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, которые характерны для изобразительного искусства: портрет, пейзаж, батальное полотно, орнамент, гравюра и др. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину. И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими.

Ренуар. Большая вода

В.Боровиковский. Портрет сестёр Гагариных

что роднит музыку

с картиной В.Боровиковского?

Композитор Д.Кабалевский писал, что живописной музыкой называют такую, которая настолько ярко передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно видеть эти картины, а музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтической мелодией. Часто мы говорим о музыкальной песенности русского пейзажа.

Поленов. Золотая осень

3. Средства выразительности в музыке и живописи

Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности. В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на его линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке как бы всматриваемся в МЕЛОДИЧЕСКУЮ ЛИНИЮ, ЗВУКОВЫСОТНЫЙ И РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНКИ , запечатлённые в нотной записи. И любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию.

Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, по­кой; ниспадающие, нисходящие линии – ус­покоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие – радость, свет, энергию, устре­мленность. Соединение разных мелодий, ин­тонаций, линий рисунка влечет за собой на­пряженность, драматизм образа.

Говоря о произведениях изобразительно­го искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма , а рассуждая о произведе­ниях музыкального искусства звуковая палитра . Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто гово­рят «яркий звук» или «звучный цвет» .

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых,изобразительных и др.), которое происходит с определенной последовательностью.

Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу.

Если произведения изобразительного ис­кусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, цели­ком, то литературные и музыкальные произ­ведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание рас­крывается последовательно, постепенно. По­этому,только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, т. е. сделать их своими.

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

– многообразие музыкальной культуры;

– родство образов музыкальной и художественной изобразительности;

– анализ музыкальных произведений.

Вокализ – вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Лад – способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения.

Тембр – характерная окраска звука, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.

Ритм – организация музыки во времени; структура, образованная последовательностью звуков и пауз.

Динамика – сила, энергия звучания.

Регистр – это участок звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.

Диапазон – это объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. – ISBN 978-5-09-071651-2.

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Великий скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти сказал: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Для того чтобы понимать произведения искусства, необходимо знать те средства выразительности, которыми пользуются композиторы, писатели, художники. Для показа образной составляющей произведения музыканты используют средства музыкальной выразительности. Их очень много: мелодия и гармония, ритм и темп, форма и регистры, а также штрихи и нюансы.

В сцене кораблекрушения в балете «Корсар» стремительное звучание скрипок рисует картину разбушевавшегося моря с сильным ветром, а звучание ударных инструментов имитируют раскаты грома.

В памяти невольно всплывают картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не раз запечатлевшего бушующее море и тонущие корабли.

В оркестровом вступлении к опере «Садко», которое сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков назвал «Океан-море синее», мы видим совсем другой морской пейзаж.

Море спокойное, но непредсказуемое, в постоянном движении.

Регистр – это часть звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.

Регистр бывает высокий, средний и низкий.

Диапазон объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.

Композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства.

Данный термин относится и к литературе, и к живописи, и к музыке.

Композиция определяет то, как части произведения сочетаются между собой в едином целом.

Она учитывает акценты, пропорции, уравновешивание частей. Пример композиции, когда фигуры движутся к зрителю, картина Иллариона Прянишникова “Крестный ход”. Некоторые приёмы композиции в живописи применимы и к музыке, например, акцентирование – выделение чего-то важного, существенного.

В 1840 году Михаил Иванович Глинка пишет на стихи Нестора Кукольника романс «Жаворонок». В нём с помощью трогательной певучей мелодии и звукоподражания трепету крыльев жаворонка в аккомпанементе, он создаёт удивительно тонкий поэтический образ. Задушевность и светлая грусть мелодии соединяется с музыкальным пейзажем в единый образ.

Во вступлении к опере «Хованщина», которое называется «Рассвет на «Москве-реке» Модест Петрович Мусоргский «рисует» музыкальными средствами начало нового дня.

К этой музыке можно применить художественный термин – пейзаж.

Пейзаж – это жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.

Мы представляем, как солнце поднимается над горизонтом на рассвете, благодаря восходящей мелодии альтов. Затем по очереди вступают деревянные духовые инструменты: имитируя крик петуха, а затем и русскую протяжную песню, которую могли петь женщины, уходящие на работу в поле.

У русского композитора 19 века, Пётра Ильича Чайковского, есть фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года».

В «Детском альбоме» Чайковский создаёт зарисовки, отражающие детские заботы того времени: «Утренняя молитва», «Новая кукла», «Нянина сказка» и другие сцены из жизни ребёнка. Во «Временах года» музыкальными средствами композитор показывает характерные приметы каждого месяца года.

Читайте также:  Что такое кариотипирование

Мелодия в пьесе «Апрель» стремится вверх, что придаёт музыке лёгкость и воздушность. В основе трёхдольный размер 6/8, что делаем музыку похожей на вальс.

Нередко композиторов вдохновляет не только природа, но и её живописные образы.

Валерий Гаврилин создал оркестровую сюиту “Перезвоны”, один из номеров которой называется «Вечерняя музыка».

Композитор Георгий Свиридов так высказался о сюите Гаврилина: …” Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».

Религиозная тема – одна из излюбленных в живописи. Не счесть образов Девы Марии, созданных художниками разных эпох и национальностей.

Молитва, обращённая к Богоматери, часто вдохновляла композиторов.

Как художники по-разному изображали Мать Иисуса Христа, так и композиторы использовали один и тот же текст молитвы по-разному.

Шарль Франсуа Гуно – французский композитор 19 века написал мелодию к одной из прелюдий Баха, именно поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство. Поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство.

Одно из самых известных произведений, посвящённых Богоматери – «Аве Мария» австрийского композитора Франца Шуберта.

Ещё одно музыкальное обращение к Богородице создал итальянский композитор и певец Джулио Каччини. Хотя позднее авторство этого композитора, жившего в 16-17 веке, стали ставить под сомнение. Есть мнение, что эта музыка принадлежит советскому композитору Владимиру Вавилову.

Мы видим, как тесно переплетаются произведения изобразительного и музыкального искусства. Пейзаж и портрет можно встретить в музыке, а симфонию в живописи. В обоих видах искусства используются идентичные средства выразительности: композиция ритм, форма.

Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, и портретов, музыкальных и живописных набросков, этюдов и красочных симфоний.

Используя разные методы, они преследуют одну цель – донести красоту и смысл до слушателей и зрителей.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Варианты ответа: цвет; размер; образность; громкость.

Достаточно вспомнить, что громкость относится только к музыке, а размер в живописи и музыке имеют разное значение. Исходя из этого, очевидно, что именно образность роднит музыку и изобразительное искусство.

№2. Какой цикл произведений не принадлежит авторству Чайковского?

Варианты ответа: «Времена года»; «Хорошо темперированный клавир»; «Детский альбом».

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Чайковский написал циклы «Времена года» и «Детский альбом». Поэтому Чайковский не является автором «Хорошо темперированного клавира».

Урок музыки для 5 класса “Что роднит музыку и изобразительное искусство?”
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc44 КБ
prezentatsiya_k_uroku_chto_rodnit_muzyku_i_izobrazitelnoe_iskusstvo.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;

развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).

воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Задачи урока : показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Цели деятельности учителя:

показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;

способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок);

способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

научатся слушать и анализировать музыкальные произведения «Эхо» О.Лассо, Г.Струве, «Два еврея, богатый и бедный» М. Мусоргский,

наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества, взаимодействия музыки и изобразительного искусства;

получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить новую песню («Веселое эхо» Г.Струве)

познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные — осваивают диалоговую форму общения,

регулятивные — организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

оценивают результаты своей деятельности.

Музыкальный материал: О.Лассо «Эхо», Г.Струве «Веселое эхо», М.Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный», «Моя Россия» Г.Струве.

Оборудование: Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, репродукции картин.

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи. .

Мы с вами знаем, что музыка тесно связана с разными видами искусства.

(с какими? – ответы детей: с литературой, архитектурой, хореографией, драматургией, изобразительным искусством.)

Мы изучали взаимосвязь музыки с литературой. Попробуйте доказать взаимосвязь музыки и литературы.

(ответы детей – рождение новых жанров — вокальных: песня, романс, кантата, оратория; сценических — опера, балет, мюзикл)

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ – с каким искусством – вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

Прочитайте, пожалуйста, тему урока — сделайте предположение, о чем мы будем рассуждать на сегодняшнем уроке.

(ответы детей — о связи музыки и изобразительного искусства)

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

А чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

III. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.

«Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», – сказал немецкий поэт Людвиг Тик, имея в виду, что каждое искусство выражает своё: поэзия — слово, музыка — звук, изобразительное искусство — цвет. Но если между искусствами существует граница, то в мире природы все живет и дышит в благотворном единстве.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неотделимы друг от друга, природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты и композиторы часто воспевают красоту природы.

1. Рассматривание и сравнение собственного восприятия и видения художника в картине И.Грабаря «Иней. Восход солнца». Вопросы:

  • вы наблюдали природное явление — иней? Опишите его.
  • Как бы вы изобразили в рисунке иней (в какой технике, в каком цветовом решении)? слайд
  • Какие цвета использовал Грабарь для создания образа раннего зимнего утра?

(нежно-сиреневый, небесно-голубой, желтый)

  • Почему именно эти цвета выбрал художник для своей картины?

(учитель акцентирует внимание детей на том, что мастер в картине сумел передать прозрачность, легкость морозного зимнего утра посредством использования определенной техники рисования и правильного подбора цветовой гаммы)

  • Какое музыкальное звучание передает картина И.Грабаря? слайд и (звучание пространства, эхо)
  • Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо? Вспомните, где его можно услышать?

(там, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы)

  • В чем заключается особое звучание эха? (оно бывает близким и далеким, звонким и глухим. В нем мы слышим собственный голос, далекий и близкий, в зависимости от протяженности пространства)
  • Как вы думаете, какой прием передает ощущение пространства?

(Пояснить, что когда композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, то он пользуется эффектом эха, передавая его через силу звучания — динамику. слайд

(записать названия динамических оттенков: форте — громко, пиано — тихо).

Музыкальное эхо — это отдаленное повторение голоса. Оно звучит тише, приглушеннее. И динамика (тихо-громко) играет здесь первостепенную роль.) Вот так звучит эхо в хоре Орландо Лассо.

2. Слушание музыкального фрагмента О.Лассо «Эхо»

Как изображено эхо в хоре? (композитор пользуется разными динамическими оттенками)

Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Слайд

3. Разучивание песни Г.Струве «Веселое эхо». слайд

Обучающиеся должны просмотреть текст, проанализировать и сделать вывод – какие слова являются эхом. Выделить их на доске. Исполнение по группам (голос-эхо)

Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу

5. Рассматривание и описание репродукции картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть». Слайд Вопросы:

Что изображено на картине? (две противоположные фигуры – по цветовой гамме, рельефности и т.п.)

Вывод: эти фигуры КОНТРАСТНЫ. Контраст и в музыке играет большую роль.

6. Слушание музыкального фрагменты М.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» слайд

В чем проявляет себя контраст в музыке? (динамика, тембры и т.п.)

7. Как бы вы изобразили контрастные образы в рисунке? Что или кого нарисовали бы?

Обучающиеся рисуют свои контрастные образы – герои сказок

8. Рассматривание и описание репродукции картины К.Моне «Стог сена в Живерни». слайд

  • Опишите, что вы видите на картине

(изображен сельский пейзаж, стог сена, деревенские домики, полевые цветы, деревья)

  • Правильно. Но при более детальном рассмотрении вы увидите, что все изображено по-разному
  • Как изображен стог сена?

стог сена на переднем плане картины, художник изобразил его более рельефным, четким, он достаточно большой по размеру.

  • А как художник изобразил деревья, домики, цветы, лес?

Они изображены менее четко, в отдалении, иногда – лишь очертания контуров.

Вывод: сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют РЕЛЬЕФ (передний план) и ФОН (задний план). слайд

Эти пространственные понятия играют огромную роль не только в изобразительном искусстве, они важны и в музыкальных произведениях. В музыке рельеф и фон выражаются в сочетании солиста и инструментального сопровождения.

9. Исполнение песни (с солистом) «Моя Россия» Г.Струве. 1 куплет. слайд

ВЫВОД: говоря о том, что роднит музыку и изобразительное искусство, можно сделать вывод о том, что у этих видов искусств много общих понятий, терминов. Изобразительное искусство оказало огромное влияние на музыку и в расширении её изобразительных возможностей. Слайд

IV. Итог урока. Рефлексия. слайд

Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

V. Домашнее задание: нарисовать два контрастных сказочных героя (закончить рисунок).

Презентация к уроку музыка “Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

МКОУ Семиченская СШ Работа выполнена: Атарщиковой Л.В., учитель музыки, МКОУ Семиченской СШ

Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Г. Гессе

изобразительное искусство оттенки цвета цвет

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

до ре ми фа соль ля си

Словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания до ре ми фа соль ля си

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки

Наводящие вопросы перед слушанием: В каком характере звучит музыка? О ком она рассказывает? Какой характер у этого незнакомца? Пётр Ильич Чайковский (1840-1893

таинственно зло резко ласково грозно мягко стремительно Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки? Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.

Иван Яковлевич Билибин- художник-иллюстратор Пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского

) ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.

Черное море Иван Константинович Айвазовский Клод Ашиль Дебюсси 1862-1918

ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.

Музыка и Изобразительное искусство Музыка Живопись ФОРМА композиция мелодия ЛИНИЯ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ритм Звуковая палитра ЦВЕТОВАЯ гамма АККОРД пятно тембр КОЛОРИТ ФАКТУРА мазок темп СТАТИКА – ДИНАМИКА

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ «Художник верит в будущее, потому что живет в нем»

«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски…. Я импровизирую…. Мечты мои всегда впереди… они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… ». Виктор Борисов-Мусатов

Валерий Дидудя «Ветер» П.И.Чайковский «Баркарола» И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2»

«Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи. «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие». Ван Гог.

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?» И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом. мелодия-рисунок ритм-линия лад-краска тембр-колорит форма-композиция

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • Атарщикова Людмила ВасильевнаНаписать 3238 05.04.2016

Номер материала: ДБ-010770

    05.04.2016 1454
    05.04.2016 600
    05.04.2016 2660
    05.04.2016 1203
    05.04.2016 696
    05.04.2016 367
    05.04.2016 382

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Что роднит музыку с ИЗО. Конспект урока

Конспект урока в 5 классе. Вложены презентация к уроку, музыкальные фрагменты.

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе Связь музыки и ИЗО»

План – конспект урока в 5 классе

Учитель : Фролова О.В.

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский

Тип урока: комбинированный,

Содержание: Жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.

Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать чувство уважения и любви к творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана. доказать, что «Картинки с выставки»- это переосмысление художественного образа в музыкальном произведении.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности, дать определение термина «сюита»;

3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений

Оборудование урока: компьютер, колонки электронная презентация, портрет М.П.Мусоргского.

Музыкальный материал: пьесы М. П. Мусоргского: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота». Мусоргского, песня «Птица-музыка» М. Пляцковского, В. Синенко.

Технологии, используемые на уроке:

Технология развивающего обучения.

Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Технология ассоциативно-образного мышления.

I этап. Организационный момент.

У. Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

Д: Картины, цвет, краски…

Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Сегодня я предлагаю Вам посетить картинную галерею, но чтобы туда попасть необходимо получить ключ, дается он за ответы на вопросы блиц-турнира

Класс делится учителем на 3 группы. Вопросы задаются по очереди каждой группе. За правильный ответ даются карточки.

1 Что такое миниатюра?

2 Вступление бывает в начале или в конце произведения?

3 Что такое «темп»?

4 Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?

5 Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?

6 Назовите жанры, тесно связанные с литературой

7 Кто такой «солист»?

8 Что такое «программное произведение»?

9 Что такое «опера»?

10 Как называется большое количество людей, поющих вместе?

У.: Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке.

Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Расположить на доске эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисовать дорожку.

У. : Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что- то их объединяет. Как вы думаете, что?

Д.:Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.

У.: Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки»

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком . Музыку, которую он писал, современники не nонимали, его друзья – композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу «Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей .

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением работ художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. Случилось так, что В.Гартман скоропостижно скончался, многие его друзья и знакомые были потрясены столь внезапной кончиной художника. Через год после смерти они решили устроить в память о В.Гартмане выставку его работ. В.Гартман был известен в кругах людей «искусства» как талантливый архитектор, декоратор. А знаете ли Вы кто такой декоратор?

Д.: декоратор – человек, который создает эскизы костюмов, декорации к спектаклям в театре.

У.: Как Вы думаете, что будет выставляться в качестве результата труда, творчества декоратора?

Д. –декорации, костюмы, картины

У. Конечно, нет. На выставке были представлены эскизы декораций, костюмов, зарисовки художника, который очень много путешествовал по миру, выхватывая интересные моменты и стараясь их запечатлеть на бумаге.

Что нам подсказывает название произведения «Картинки с выставки»?

Д: должно быть несколько разных изображений, они будут небольшого размера..

У: но если изображений несколько, значит композитору придется создавать несколько пьес с разными персонажами и событиями? Как же соединить их в целое произведение?

Произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, мыслью, называется сюита– от французского «последовательность, ряд

Всего картинок, которые изобразил Мусоргский – девять, но мы остановимся сегодня на трёх.

«Балет невылупившихся птенцов»

В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

У.: Какие средства выразительности использовал композитор?

Д.: Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.

У.: Верно. Теперь взгляните на эту картинку (сказочная избушка). Что вы здесь видите? Д.: Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.

У.: Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

(Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».)

У. Как зовут хозяйку?

У.: Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ?

Д.: Характер музыки: пугающая, с какими – то завываниями, изменяется динамика, то очень тихо, почти неслышно, то музыка взрывается и грохочет. Темп музыки был быстрым.

У.: Правильно. Баба Яга часто упоминается в русских народных сказках, но ее облик и характер напрямую зависят от местности, в которой была сочинена сказка. Так можно встретить сказки, в которых Баба Яга не злая и противная, а наоборот пытается помогать героям. Однако музы М.П. Мусоргского рисует иную картину – возникает ощущение, что нечистая сила пролетает прямо неподалеку от нас, летит со стремительной скоростью и силой; вот она приближается и уже совсем рядом свистнула и понеслась в своей ступе, погоняя помелом…

У.: Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка?

Д.: Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.

У.: Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? Посмотрите на рисунок ещё раз и сочините свою сказку.

(Ученики предлагают 3-4 своих версии. Лучше всего сразу договориться, что это должны быть мини-сказки, иначе можно не уложиться в рамки урока.)

У.: Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный. (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Д.: Эта картинка символизирует мощь русского народа. Возникло ощущение, что проходят богатыри, надежные, непобедимые, величественные.

У.: Мы слушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.

Вопросы для закрепления:

Что нового вы сегодня узнали?

Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)

Вспомните названия прослушанных пьес. («Балет Невылупившихея птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)

Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)

Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? Почему?

Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?

Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? Какие различались?

Смогли ли мы доказать, что композитор предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?

Домашнее задание: (по выбору, любое из предложенных вариантов)

1. Нарисовать иллюстрацию к любому из прослушанных на уроке фрагментов из сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

2. Сочинить под впечатлением от прослушанных фрагментов мини – сказку, записать в тетрадь, по желанию проиллюстрировать

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector