Что такое форма слова - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое форма слова

Что такое форма слова

В языке также могут присутствовать слова, формы которых имеют разные корни (например, иду — шёл). Такие формы называются супплетивными [3] .

Примечания

  1. 1234Бондарко А. В. Форма слова // Русский язык. Энциклопедия / Ю. Н. Караулов (гл. ред.). — 2-е изд., перераб. и доп. — М .: Большая российская энциклопедия, Дрофа, 1997. — С. 603—604. — 703 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-248-X
  2. 12Форма слова — статья из Большой советской энциклопедии
  3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Супплетивные // Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд. — М .: Просвещение, 1976.

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
Морфология
Основные понятияМорфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи
ПерсоналииФ. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк
Связанные темыУровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Форма слова” в других словарях:

ФОРМА СЛОВА — 1) совокупность морфологических и фонологических характеристик слова, определяющих его грамматическое значение. Напр., состав морфем слова учительница (учитель ниц а) указывает на его принадлежность к существительному женского рода, в именительн … Большой Энциклопедический словарь

форма слова — 1) совокупность морфологических и фонологических характеристик слова, определяющих его грамматическое значение. Например, состав морфем слова «учительница» (учи тель ниц а) указывает на его принадлежность к существительному женского рода в… … Энциклопедический словарь

форма слова — 1) То же, что грамматическая форма слова (см. грамматическая форма). 2) То же, что словоформа. 3) Разновидности слова в парадигматическом ряду … Словарь лингвистических терминов

Форма слова — 1) совокупность морфологических и фонологических характеристик слова, определяющих его грамматическое значение. Так, состав морфем слова «учительница» (учи тель ниц а) указывает на его принадлежность к существительным женского рода,… … Большая советская энциклопедия

форма слова грамматическая (морфологическая) — Форма слова, представленная в языке системой его форм (словоформ): звезда, звезды, звезде и т.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

форма слова (словоформа) — Единство лексического значения и формы слова. Форма слова выражает разные грамматические значения при сохранении его лексического значения: студент, студента, студенту и т.п. Форма слова – одна из важнейших форм языка, порождающая важнейшую… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

форма слова фонетическая/графическая — Одна из форм слова, которая «оглашает» слово: в устной речи форма слова, представлена комплексом звуков, в письменной речи используются буквы … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

форма слова фонетическая/графическая — Одна из форм слова, которая оглашает слово: в устной речи форма слова, представлена комплексом звуков, в письменной речи используются буквы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

форма слова грамматическая — (Морфологическая) Форма слова, представленная в языке системой его форм (словоформ): звезда, звезды, звезде и т.п … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

форма слова в русистике — Указание на частные конкретные грамматические категории … Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

Форма слова в русском языке – понятие, виды и способы образования

Основные разновидности

Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.

В современном русском языке выделяются следующие морфемы:

  1. Корень — обязательная часть слова, составляющая его каркас. Он выражает главное лексическое значение. Его можно употребить без использования посторонних морфем. Большинство корней употребляется самостоятельно, образовывая отдельное слово. Например: клад, пакет.
  2. Словообразующие морфемы. В эту группу входят приставка и словообразующие суффиксы. Они помогают образовать новые выражения, изменяя их основное лексическое значение. Приставка — единица, стоящая перед корнем. Например: нос — перенос (приставка «пере-“), стройка — пристройка (приставка «при-“). Словообразовательный суффикс — единица слова, стоящая после корня. Например: стол — столик (суффикс «-ик»), медведь — медвежонок (суффикс «онок»). Особой формой суффикса является постфикс, стоящий после окончания слова. Например: умыть — умыться (постфикс «-ся»).
  3. Формообразующие морфемы. В эту категорию входят формообразующие суффиксы и окончания. Они изменяют только форму, сохраняя исходное лексическое значение. Окончание — морфема, указывающая на основные морфологические признаки слова (род, лицо, число, падеж). Например: система (окончание «-а-“, именительный падеж, единственное число, женский род) и системами (окончание «-ами-“, творительный падеж, множественное число). Объединяет словосочетания при помощи разных типов связей (согласование и управление). Составные имена существительные обладают несколькими окончаниями. Пример: кресла-качалки (окончания «-а-” и «-и-“). Формообразующий суффикс стоит после корня и используется для выделения времени слова. Образец: читать (инфинитив, суффикс «-ть») и читал (прошедшее время, суффикс «-л»).
  4. Основа. Морфема, объединяющая в себе ряд единиц, за исключением окончания и формообразующих суффиксов. Пример словоизменения: прикрыли (в состав основы входит приставка «при-” и корень «-кры-“).

Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.

Все словоформы делятся на следующие разновидности:

  1. Внешняя — объединяет в себе словоформы, у которых изменяются ударения или произношение. Она используется для обозначения предмета без выражения его смысла. Слова, обладающие внешней формой, активно используются в литературной речи. Пример: инфлюэнция, красный (в значении красивый).
  2. Внутренняя — объединяет в себе неизменяемые словоформы. Она указывает на прямое значение, которое устоялось в обществе, и призвана для связывания мышления и речи человека. Образец: конь и лошадь (для каждого рода существует отдельная неизменная форма).

Особенности формирования

Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.

В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).

Читайте также:  Что такое эпитет в литературе

Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:

  1. у существительного она стоит в единственном числе и именительном падеже: класс, принадлежность;
  2. у прилагательного — в единственном числе и мужском роде: красивый;
  3. у числительного выступает слово в именительном падеже: девять;
  4. у глагола выступает инфинитив: действовать, смотреть.

Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:

  1. Местоимения-существительные — начальной формой является слово в единственном числе: она, кто-либо. У возвратного местоимения-существительного «себя» эта форма выражена в родительном падеже.
  2. Местоимения-прилагательные выступают в единственном числе, мужском роде и именительном падеже: какой, каждый.
  3. У местоимений-числительных начальная форма является в именительном падеже: сколько-нибудь.

Однокоренные слова

Формы слов постоянно путают с однокоренными словами. Главное отличие этих морфологических единиц заключается в лексическом значении образуемого. Если словоформа сохраняет свой смысл, то однокоренное выражает совершенно иное лексическое значение, также последние могут относиться к различным частям речи. Они образуются при помощи присоединения приставок и словообразовательных суффиксов.

Сравнение словоформ и однокоренных слов:

СловоформыОднокоренные слова
РоднойРодина
РоднаяПородниться
РодныеРодовой
РодноеРодственные

Методы образования

Для создания новых словоформ применяют такие методы как склонение, спряжение, образование множественного числа, изменение временных форм и степеней сравнения. Склонение слов — способность имён существительных изменяться по родам и падежам. Для существительных в единственном числе существует отдельная классификация по склонениям:

  1. Первое склонение — существительные мужского и женского родов с окончаниями «-а», «-я»: нога, мама, страница, дядя.
  2. Второе склонение — существительные мужского и среднего родов либо с нулевым окончанием, либо с окончаниями «-о», «-е»: предложение, упражнение, окно, автобус, молоток, компьютер.
  3. Третье склонение — существительные женского рода с нулевым окончанием: мышь, жизнь, тень, степь, ночь, помощь.

Для каждого склонения существуют отдельные правила образования словоформ, различающиеся по методике постановки падежных окончаний. Существует огромное количество существительных, совмещающих в себе признаки разных склонений. К этой категории относятся существительные, оканчивающиеся на «-мя» и «путь». При их изменении по падежам образуется суффикс «-ен»: время — времени, бремя — бремени.

Спряжением называется изменение числа, времени, лица и рода глагола. Всего выделяют 2 вида спряжения:

  1. Первое спряжение. В эту категорию входят глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на «-оть», «-еть», «-уть», «-ить»: работать — работает, хотеть — хочешь.
  2. Второе спряжения. В данную группу входят глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на «-ить»: пилить — пилит, кормить — кормишь.

Существует множество исключений из правил. Так, глаголы «брить», «стелить», «зиждиться» относятся к первому спряжению, но оканчиваются на «-ить». Глаголы «гнать», «держать», «дышать», «обидеть», «видеть», «слышать», «ненавидеть», «смотреть», «вертеть», «зависеть», «терпеть» относятся ко 2 спряжению.

Глаголы также могут изменять свою временную форму. Они могут быть употреблены в формах прошедшего, настоящего и будущего времени: старался (прошедшее время), старается (настоящее время) и будет стараться (будущее время).

Степени сравнения являются особой формой словоформ для прилагательных. Выделяют сравнительную и превосходную степень сравнения. Сравнительная степень олицетворяет признак, проявляющийся либо в большей, либо в меньшей мере. Образец: хороший — лучше, плохой — хуже. Превосходная степень сравнения указывает на свойство предмета в высшем его проявлении. Пример: сильнейший, умнейший.

Определение словоформы

Для правильного определения словоформы был создан следующий алгоритм действий:

  1. Нужно определить часть речи, задав вопрос, и обозначить начальную форму слова.
  2. Поставить в форму единственного числа.
  3. Проверить, не является ли оно исключением или особым случаем.
  4. Обозначить смысловое значение в тексте. Это делается, чтобы избежать омонимичных конструкций.
  5. Необходимо определить, является ли неизменяемым.
  6. Указать окончание, чтобы найти его морфологические признаки — лицо, род, число и падеж.
  7. Осуществить проверку правописания. Каждой форме слова соответствует уникальный тип окончаний, который не изменяется во время письма.

Существует правило формы одного и того же слова. Оно гласит, что словоформа может изменяться только в пределах одной части речи.

Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова

Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.

Образование форм слова

В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.

Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.

Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.

Это значит, что их лексическое значение не изменилось.

Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Окончания образуют форму слова.

Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

Правила и примеры образования форм слова

Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.

Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.

Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.

Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания – разными.

Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].

Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.

Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.

Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

Формообразующие суффиксы

Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.

Читайте также:  Как узнать за что подали в суд

Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.

В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.

При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

Однокоренные слова

Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) – это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.

Однокоренные слова – это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить – пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава – травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).

Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.

Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.

Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.

Все на самом деле просто:

1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.

Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на “отлично”. Потренируемся?

Задания для самопроверки:

Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.

1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.

Сосна (однокоренные слова): сосенк [а], соснов [ый], сосняк [].
Сосна (формы слова): под сосн [ой], о сосн [е], сОсн [ы].

2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.

Игра (однокоренные слова): игра /ть, игрушк [и], игрушечн [ый], игрок [].
Игра (формы слова): в игр [е], до игр [ы].

3) Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Стрела (однокоренные слова): стрелок [], стреля /ть, перестрелк [а].
Стрела (формы слова): стрел [ы], без стрел [ы], к стрел [е], со стрел [ой], о стрел [е].

Форма слова – это интересно

Обучающиеся довольно часто допускают ошибки в заданиях, которые предполагают подбор однокоренных слов или образование начальной формы. Причиной является недостаточное понимание отличий между данными лингвистическими терминами.

Понятие термина

Форма слова – это то, что позволяет определить морфологические признаки и принадлежность к той или иной части речи. Последние можно отнести к двум группам в зависимости от возможности или невозможности изменяться. Изменяемыми принято называть существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, причастие. Неизменяемыми являются наречие, деепричастие, союз, предлог, частица.

Образование формы слова невозможно в словах, принадлежащих ко второй группе. Например, наречия медленно, вдалеке, весело, а также деепричастия бегая, схватив, веселясь имеют только одну словоформу.

Способы образования словоформ

Образование формы слова происходит разными путями:

1. При помощи окончания: лес – леса – лесом; тихий – тихая – тихое.

2. При помощи окончания и предлога: за горой, перед горой, у горы.

3. При помощи вспомогательных слов: буду говорить – говорил бы – пусть говорит.

Понятие начальной формы и однокоренного слова, их отличие от словоформ

Форма слова – это понятие, которое не следует путать с начальной формой. Под начальной принято понимать ту форму, в которой слово встречается в словарях. Поэтому её иногда называют словарной. Для каждой изменяемой части речи она уникальна.

Приведём несколько примеров:

1. Имена существительные употребляются в словарях в именительном падеже единственном числе: якорь, весна, громкоговоритель, лень, моряк, тоннель.

2. Имена прилагательные помещаются в начало словарной статьи в форме именительного падежа единственного числа мужского рода: грозный, духовный, новый, безликий, деревянный.

3. Начальная форма слова – глагола – это инфинитив, который иногда ещё называют неопределённой формой. Например, схватить, корпеть, возносить, тронуть, просить.

Есть некоторые сложности в определении начальной формы причастий. Одними учёными она называется самостоятельной, другими – лишь формой глагола. Если причастие признаётся самостоятельной частью речи, то в словарях оно будет употребляться в том же виде, что и прилагательное. Например, говорящий, немыслимый, хранимый, варивший, одетый.

Слова с одним корнем

Форма слова – это понятие, не равнозначное термину “однокоренные слова”. Главное отличие данных терминов состоит в том, что при образовании формы слова лексическое значение не меняется. Однокоренные слова имеют общий корень, но разное толкование. Они образуются с помощью добавления морфем: приставок, суффиксов, постфиксов.

Например, в словосочетаниях синее море и сидеть у моря существительные являются словоформами, поскольку их значение не изменено.

В словосочетаниях морской берег, приморский город, бывалый моряк имеются однокоренные слова с корнем -мор-. Слово морской образовано за счёт присоединения суффикса -ск-, приморский – за счёт добавления приставки при- и суффикса -ск-, моряк – с помощью присоединения суффикса -як-. Они имеют разное толкование.

Таким образом, в ходе словообразования возникают новые слова с различными лексическими значениями. При формообразовании толкование слова не меняется. Форма слова – это изменение слова с сохранением его основного значения.

Разберём пример

Определять морфологические признаки слов следует по окончанию. В качестве примера можно разобрать предложение: (1) Ветер (2) дует (3) в (4) западном (5) направлении. Для начала следует пронумеровать слова. Далее нужно указать части речи и их непостоянные признаки.

(1) – имя существительное, которое имеет нулевую флексию как показатель второго склонения и употребляется в именительном падеже, единственном числе, мужском роде;

(2) – глагол, флексия -ет указывает на принадлежность к первому спряжению, единственному числу, третьему лицу;

(3) – предлог, который не имеет словоформ;

Читайте также:  Что означает татуировка перо с птицами

(4) – имя прилагательное, имеющее флексию -ом, указывающую на предложный падеж, единственное число, средний род;

(5) – имя существительное, которое имеет флексию -и как показатель предложного падежа, единственного числа, среднего рода.

Теперь нужно разобраться с формами данных слов.

Группы слов ветра – ветру – ветре, дует – дуем – дуете, западном – западного – западному, направления – направлении – направлению могут быть отнесены к словоформам. Группы ветер – ветряной – безветренный, дует – задует – поддувает, западное – запад – прозападный, направление – направить – перенаправить являются однокоренными словами, принадлежащими к разным частям речи и образованными приставочным, суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом.

Если необходимо указать форму слова, следует обратить внимание на окончание. Именно по флексии можно судить о том, какие грамматические категории имеет лексема. При этом не стоит забывать, что слова с одним корнем будут иметь разные формы.

Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова

Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.

Образование форм слова

В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.

Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.

Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.

Это значит, что их лексическое значение не изменилось.

Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Окончания образуют форму слова.

Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

Правила и примеры образования форм слова

Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.

Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.

Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.

Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания – разными.

Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].

Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.

Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.

Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

Формообразующие суффиксы

Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.

Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.

В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.

При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

Однокоренные слова

Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) – это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.

Однокоренные слова – это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить – пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава – травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).

Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.

Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.

Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.

Все на самом деле просто:

1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.

Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на “отлично”. Потренируемся?

Задания для самопроверки:

Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.

1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.

Сосна (однокоренные слова): сосенк [а], соснов [ый], сосняк [].
Сосна (формы слова): под сосн [ой], о сосн [е], сОсн [ы].

2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.

Игра (однокоренные слова): игра /ть, игрушк [и], игрушечн [ый], игрок [].
Игра (формы слова): в игр [е], до игр [ы].

3) Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.

Стрела (однокоренные слова): стрелок [], стреля /ть, перестрелк [а].
Стрела (формы слова): стрел [ы], без стрел [ы], к стрел [е], со стрел [ой], о стрел [е].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector