Что такое йога - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое йога

Йога — что это такое

Учение йоги насчитывает уже несколько тысячелетий. Традиционная индийская философия возникла примерно в 20 веке до нашей эры. Существует несколько школ и учений, которые различаются не только асанами, но и подходом к жизни. Польза же йоги для психического и физического здоровья огромна: асаны помогают справиться со многими болезнями, улучшают сон и настроение, помогают подготовиться к родам, поддерживают в тонусе мышцы тела.

История йоги

Что означает слово «йога: в переводе с санскрита (योग) — связь и гармония, применение, сосредоточенность и упражнение.

По данным, подтвержденным археологическими раскопками, практика зародилась во времена написания Вед и Упанишад. А свои корни она берет в эзотерических учениях Гипербореи и Атлантиды. В классическом понимании йога помогает людям освободиться от всего материального, воссоединиться со своим истинным Я. Это многогранная и целостная система о познании самого себя, своего места в окружающем мире.

Выделение йоги как самостоятельной системы произошло в 11 в. до н.э., а способствовал этому мудрец Патагджали.

Он организовал отдельное учение на основе имеющихся практик, опыта и знаний. Ему принадлежит трактат «йога-сутра», которая признана как классическая. Неверно приписывать авторство практики Патагджали: он лишь собрал дошедшие до него данные и скомпоновал их. Классическая йога разделяется условно на 8 частей:

  1. Яма или ограничение в отношениях с природой и людьми,
  2. Нияма или образ жизни,
  3. Асана или упражнения,
  4. Пранаяма или дыхательная гимнастика,
  5. Пратьяхара или ослабление и контроль эмоций, релаксация,
  6. Дхарана или концентрирование,
  7. Дхьяна или медитация,
  8. Самадхи или экстатическое состояние.

Эти 8 ступеней называют восьмеричным путем, и охватывают три основных направления развития человека: нравственное, физическое и психическое.

Исторически йогу связана с кармой. Кармой называют причинно-следственную связь, которая определяет будущее человека. Любая мысль, слово, поступок или намерение порождает карму. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Занимаясь практикой, можно понять свое внутреннее состояние, причины событий, проанализировать последствия и снизить негативные эмоции и кармические проявления.

Что йога дает человеку

Йога — это не только комплекс асан и дыхательных гимнастик. Это комплексный и разносторонний подход к образу жизни, мысли, восприятия мира. Что такое йога: это возможность осознания своего высшего предназначения, обретение истинной свободы, здоровья, победа над привязанностью к материальному миру. Что представляет собой йога в наше время: здоровое питание и укрепление тела, единение со своим внутренним Я через медитации, понимание происходящего и осознание своего пути.

Список благ, которые йога дает человеку, охватывает почти все сферы жизни, и включает в себя:

  • Исцеление от многих болезней,
  • Красивое, стройное тело,
  • Возможность справиться с проявлениями болезней без медикаментов,
  • Гибкость,
  • Выносливость, сила, энергия,
  • Постоянное выполнение упражнений в йоге позволяет раскрыться потенциалу человека,
  • Психическое равновесие,
  • Возможность противостоять стрессам, депрессии,
  • Внутреннее спокойствие,
  • Чувство радости, гармонии,
  • Чувство внутренней свободы,
  • Если заниматься ею регулярно, то нормализуется пищеварение,
  • Раскрепощение.

Некоторые асаны помогают женщинам забеременеть, справиться с болезненными менструальными ощущениями, подготовиться к родам.

В жизни людей, занимающихся практиками, происходят изменения и в социальной сфере. Гибкость ума и хорошая концентрация внимания позволяет им сделать успешную карьеру. Они привлекательны, улыбчивы, способно выслушать и поддержать, дать хороший совет, открыты миру и общения. Такие люди легко и быстро заводят знакомство, быстро ориентируются в жизненных ситуациях.

Практика позволяет справиться со многими комплексами, полюбить себя и свое тело. Уже через 6 месяцев регулярных занятий приходит уверенность в себе и своих силах, осознание своего потенциала. Многие замечают, что йога делает людей более позитивными. Практикующие переходят на здоровый образ жизни: предпочитают много гулять, отказываются от вредных привычек, едят только полезную и легкую пищу. Часть людей отказывается от мяса. На каком-то этапе йога становится образом жизни — и это то, для чего она нужна.

Асаны

Йога практика — это выполнение асан, каждая из которых направлена на укрепление и оздоровление физического и психического состояния. В ходе выполнения упражнения и соблюдении ритма дыхания происходит проработка определенной группы мышц, насыщение кислородом внутренних органов, укрепление связок. Чередование расслабления и рабочего состояния происходит проработка даже самых глубоких и сложных мышц.

Все асаны делятся на несколько групп:

  • Асаны на балансирование,
  • Наклоны,
  • Перевернутые упражнения,
  • Из положения лежа,
  • Из положения сидя,
  • Из положения стоя,
  • С упором на руки,
  • Скручивание,
  • Прогибы.

Каждая группа включает в себя специфические упражнения, различающиеся по сложности. Асаны из положения стоя и балансы подготавливают тело и ум к дальнейшей проработке и развитию. Они развивают выносливость и силу, вытягивают тело, позволяют мышцам стать эластичными. Регулярное выполнение упражнений позволяет добиться физической и эмоциональной гибкости.

Асаны из положения сидя выпрямляют позвоночник, учат правильно сидеть, следить за осанкой. Они раскрывают плечевые и тазобедренные суставы, улучшают работу системы пищеварения, благотворно влияют на работу органов малого таза.

Наклоны или вытяжения вперед укрепляют задние спинные мышцы. Асаны полезны для органов ЖКТ. Они также позволяют мозгу отдохнуть, насыщают его кислородом, помогают справиться с повышенной температурой.

Асаны из положения лежа укрепляют мышечную ткань живота и спины, ног. Они развивают чувство равновесия.

Упражнения способствуют быстрому похудению, улучшают процесс пищеварения. Упражнения на скручивание работают с мышцами спины, благотворно влияют на органы пищеварительной системы.

Перевернутые асаны — наиболее полезные. Они укрепляют мышцы живота, тонизируют внутренние органы, вытягивают и укрепляют тело, иммунитет. Упражнения позволяют отдохнуть мозгу и сердцу, насыщают кровь кислородом, успокаивают нервную систему, снимают усталость.

Прогибы же укрепляют иммунитет и улучшают осанку, они действуют на позвоночник омолаживающе и развивают свободу движения. Упражнения раскрывают грудную клетку, улучшают дыхание, помогают справиться с состоянием апатии и усталости.

Еще одна классификация асан делит их на статические и динамические. Статические упражнения развивают силу и выносливость, растяжку и гибкость, длительность концентрации, устойчивость.

Динамические же асаны тренируют плавность и точность, координацию движений, динамическую силу и выносливость.

Виды йоги: популярные практики

Хатха

Самая популярная из них — Хатха. Она включает в себя такие практики, как:

  • Аштанга Виньяса,
  • Айенгара,
  • Вини,
  • Йога теней,
  • Универсальная,
  • Йога 23,
  • Шивананда,
  • Дживамукти,
  • Трай.

Что такое йога Хатха — это комплекс из физических и дыхательных упражнений, результатом выполнения которых становится раскрытие своего потенциала, укрепление мышечной ткани, улучшение здоровья. Асаны успокаивают ум, позволяют расслабиться. Некоторые практиканты относят Хатху к подготовке к Раджа-йоге.

Состоит Хатха из:

  • Асан,
  • Системы устранения дисбаланса в теле,
  • Бандх,
  • Мудр,
  • Пранаямы,
  • Медитаций.

В описании асан подробно указывается процесс выполнения, показания и противопоказания. А внимание уделяется правильному дыханию и концентрации внимания. Уникальность вида — упражнения, стимулирующие деятельность гормональных желез и массажирующих внутренние органы.

Карма

Еще одно название этого вида — Буддхи йога. Философия йоги: человеку с рождения дается право выбора и ответственность за принятое решение. Все мысли и поступки оказывают влияние на карму. Большие возможности в следующей жизни получают те люди, которые жили хорошими поступками, намерениями, не выказывали свое эго. Карма-практика обучает освобождению от негативного кармического прошлого, контролированию намерений, эмоций, действий. Люди, практикующие этот вид йоги, учатся одновременно совершать действие и наблюдать за ним.

Карма-практика отрицает привязанность к результату: привязанностью признается даже чувство удовлетворения от проделанной работы.

Раджа

Популярное направление, направленное на контролирование ума. Для достижения духовного равновесия практиканты отказываются от вредных привычек, а при помощи медитаций достигают полного контроля над своими словами, мыслями и поступками. Раджа-практика сочетает в себе минимальное количество асан и пранаям: это всего лишь ступень в подготовке к медитации.

Состоит она из 8 частей:

  • Самоограничение,
  • Занятие духовными практиками,
  • Единство ума и тела через физическую деятельность,
  • Контроль дыхания,
  • Отделение чувства от объекта,
  • Целенаправленность,
  • Медитация,
  • Достижение самадхи.

Джана

Это йога знаний, которые ведут к самопознанию, пониманию мира и высшей истины. Что умеют йоги, практикующие Джану: освобождаться от иллюзий и социальных убеждений, видеть истину и соблюдать основные законы Вселенной. Этот вид практики учит, что все неприятности и страдания происходят от отсутствия знаний. Главный инструмент — освобождение ума от ограничений, которые создаются в результате логического мышления.

Процесс обучения в Индии сводится к тому, чтобы научить последователя самостоятельно видеть проявление высших законов и добродетелей в окружающем мире. Высшая цель — познание Личности Бога.

Кундалини

Интегральная йога или «королевская йога». Состоит она из нескольких комплексов упражнений и медитаций, направленных на решение одной задачи:

  • Очищение лимфатической системы,
  • Избавление от зависимости,
  • Преодоление депрессивного состояния,
  • Преодоление гнева,
  • Трансформация сексуальной энергии,
  • Омолаживание,
  • Внешняя красота и т.д.

Регулярные выполнения упражнений йоги позволяют осознавать истинные желания и потребности, обрести силы и энергию.

Антигравитационная йога

Один из самых молодых видов. Выполняется в гамаке, прикрепленном к потолку. Занятия способствуют развитию гибкости, пластичности, хорошей координации движения, укреплению мышечной ткани. Во время тренировок можно достичь максимального расслабления и понимания своего тела.

Антигравитационная йога совмещает в себе элементы танца, гимнастики и традиционных асан. А целью стоит совершенствование как физического, так и психического состояния.

Менее распространенные виды

  • Агни,
  • Андерграунд йога,
  • Анусара,
  • Ати или йога освобождения,
  • Аштанга,
  • Бикрам,
  • Бхакти или йога экстатической любви, совершенный вид йоги,
  • Йога высшего сознания или Буддхи,
  • Дхияна,
  • Гуру,
  • Даосская практика, включающая в себя дыхательные и медитативные упражнения с визуализациями,
  • Джапа,
  • Джняня или путь интеллектуального самопознания,
  • Йога смеха,
  • Йогическая практика для сновидений,
  • Крия,
  • Крипалу,
  • Практика Лайя,
  • Практика Мантра,
  • Нада,
  • Пара,
  • Парная практика,
  • Свастха,
  • Йогическая практика Саньяса,
  • Сиддха,
  • Тантрическая йога,
  • Тибетская практика,
  • Шесть йог Напоры,
  • Шри Шри,
  • Янтра.

Всего же в мире насчитывается около 50 видов йоги. Некоторые из них практикуются в очень узких кругах, некоторые же стремительно набирают популярность. При желании каждый человек может найти практику, которая будет соответствовать его интересам, целям, физической и духовной подготовке.

8 шагов: что такое йога?

С чего начинается йога? С ограничений. А за ограничениями следует еще 7 ступеней.

Есть мнение, что йога – учение древнее, с религиозным уклоном. Много веков назад так и было. Но все в мире меняется. Сегодня у йоги много новых ракурсов, лиц и имен. Она стала более спортивной, лечебной и доступной, но при этом сохранила свое предназначение и несет свет в жизнь людей, связывая их со своим истинным «я».

Когда в конце XX века йога из индийских ашрамов переселилась в московские подвалы, она уже прошла огромный путь превращений. За время своего «переезда» с Востока на Запад, который длился не одну сотню лет, древнее учение получило десятки толкований, обросло Федерациями и Советами, Институтами и даже чемпионатами. Безусловно, популяризация йоги привела к ее упрощению, но именно этот процесс и позволил миллионам людей во всем мире встать на путь самосовершенствования.

Азбучные истины. Дословно «йога» — это «упражнение», «объединение», «связь», «гармония». Первые упоминания о йоге относятся к древнеиндийским текстам — Ригведе (собрание религиозных гимнов XVII-XI веков до н. э.), Упанишадам (философские и теологические тексты веков до н. э.), Махабхарате (огромный эпос о потомках царя Бхараты, где самой важной для понимания йоги является поэма «Бхагавад-Гита»). «Бхагавад-Гита» была создана как самостоятельное произведение в VIII-VII веках до н. э. и записана в III-II веках до н. э. В этих текстах йога предстает как совокупность духовных, психических и физических практик, направленных на познание истинной природы своего «я». Знание и практики превращают человека в более совершенное существо.

«Букварем йоги» принято считать «Йога-сутры» мудреца Патанджали, созданные предположительно во II-V веках до нашей эры. О жизни самого Патанджали известно не больше, чем о древнегреческом Гомере — авторе «Одиссеи» и «Илиады»; но сборник из его 195 кратких афоризмов заложил основу классической восьмиступенчатой йоги.

Восемь ступеней — это последовательный курс обучения этическим, физическим и метафизическим аспектам йоги, который лежит в основе большинства современных направлений. Предполагается, что посредством освоения этих ступеней ученик в итоге достигнет главной цели — освобождения. Для него закончится земная жизнь, наполненная страданиями, и начнется другое, безмятежное существование. Впрочем, тревожиться, что йога учит быстрой смерти, не стоит, скорее она помогает продлить земную жизнь, чтобы дать возможность достижения освобождения в текущем воплощении.

Первые две ступени, яма и нияма, — это этические правила йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям.

Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип — ахимса — учит не причинять вред живым существам. Второй принцип — сатья — правдивость — это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип — астея — неприсвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый — апариграха — отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый — брахмачарья — воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием, а в другой — сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.

Следующая ступень, нияма, переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча — чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша — удовлетворенность тем, что имеешь. Тапас — усердие в практике, самодисциплина. Свадхъяя — самопознание и изучение духовной литературы. Ишвара-пранидхана — вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы — это сауманасья (благожелательность), нигара (бесстрастность), ман-дхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-видья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) и нишпратидвандва (отказ от наличия противников).

Далее практикующий приступает к асанам — упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н. э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.

Читайте также:  Что такое полиграф

Пранаяма — четвертая ступень йоги, посвящена управлению первичной энергией Вселенной, праной. Пранаяма учит контролировать дыхание с помощью специальных техник. Чередуя глубокое, среднее и поверхностное дыхание, активно используя задержки на выдохе и вдохе, а также направляя дыхание в определенные участки тела, йогин накапливает жизненную энергию и использует ее для своих целей. Все клетки тела (в том числе и головного мозга) в процессе дыхательной гимнастики получают огромное количество кислорода.

Одновременно с успокоением ума и расслаблением тела (приятные «побочные эффекты» от техник пранаямы) накапливается жизненная сила. Важно, что в процессе освоения каждой последующей ступени йоги предыдущая не забывается. Все знания складываются и дополняют друг друга. Так, освоив техники пранаямы, ученик может использовать их для более быстрого прогресса в асанах: разогретое дыханием тело становится гибче и послушнее.

Пятая ступень йоги — пратьяхара, практика отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены, удержание состояния «здесь и сейчас». Воспринимать происходящее, но не позволять уму фиксироваться ни на внешних, ни на внутренних объектах, — вот главная задача йогина на этом этапе. Постигнув пратьяхару, ученик начинает воспринимать все явления безоценочно, освободившись от влияния эмоций и чувств, и остается один на один со своим сознанием. Именно пятая ступень является, упрощенно говоря, переходом от «прикладной» йоги к «умозрительным» духовным практикам.

Следующая ступень — дхарана, полная концентрация ума на каком-либо одном объекте. Суетливый поток мыслей останавливается, ум не перескакивает с предмета на предмет и сознание однонаправлено. Глубокая концентрация на одном объекте в течение 12 секунд — это дхарана, а 12 таких дхаран — это уже дхьяна, седьмая ступень йоги.

На этой стадии йогин осознает только то, что он существует, и то, что является объектом его медитации. Упорная практика дхараны и дхьяны в конечном итоге приведет к последней ступени восьмеричного пути — самадхи, состоянию сверхсознания, на котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, и индивидуальное сознание (как микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмом). Состояние самадхи предшествует полному освобождению — от страданий, вызванных желаниями беспокойного ума, и от перерождений.

Йога — древнее, глубокое, мощное по своему потенциальному воздействию учение, и каждый может почерпнуть из него все, что захочет. Сегодня учение раскрошено на множество простых и прикладных методик. Йога для похудения, йога для беременных, йога для зрения, йога для более эффективных тренировок в каком-либо виде спорта…

Какую бы школу йоги вы ни выбрали, важно помнить, что ни трактаты, ни учителя не заставят вас стать строгим аскетом, принять вегетарианство, петь гимны каким-либо богам или закручиваться в бублик без веской на то причины. Это и не средство, и не цель. Но они обязательно заставят вас обратить внимание на свою жизнь, а не только на осанку. Откуда берутся усталость и суета? Почему такое нагромождение в мыслях, вещах и делах? Что в действительности значит «расслабление», или «принятие», или «важность процесса, а не результата»? Все, чему учит йога, — это осознанность, ответственность и спокойствие. «Йога читта вритти ниродха» — «Йога есть остановка колебаний ума».

Дмитрий Барышников
Преподаватель аштанга-виньяса-йоги
(Ashtanga Yoga School Moscow)

«Если мы говорим о действительно серьезной практике йоги на регулярной основе, то она способна круто изменить и даже перевернуть вашу жизнь. Звучит пугающе? Ничуть. Потому что автопилот «жизни», на который большинство из нас переключились, постепенно преобразуется в жизнь более осознанную, уравновешенную, здоровую и счастливую. Все те мелочи, что вас тревожили, начинают влиять меньше, и вы становитесь более счастливыми».

Кирилл Хазанович
Преподаватель хатха-йоги
(Московская школа йоги на Серпуховской)

«Йога — это многогранная система, которая позволяет с помощью постепенной и регулярной практики соединяться со своим внутренним потенциалом. Йога помогает укрепить физическое здоровье, обрести душевное равновесие, активизирует творческое начало. Благодаря практике улучшается внимание, появляется больше энергии, постепенно исчезают вредные привычки, повышается либидо».

Александр Дудов
основатель школы Апнэа-йоги

«Йога — это умная физкультура, с помощью которой вы разовьете не только гибкость тела, но и гибкость ума. Благодаря упражнениям вы начнете лучше понимать свое тело, начнете его чувствовать — а это первый шаг к пониманию себя, своих внутренних склонностей и талантов. Со временем это позволит вам научиться управлять своей жизнью. Если вы выбираете йогу, шанс прожить долго, радостно и плодотворно, максимально раскрывая свой творческий потенциал, повышается».

Вы уже много слышали о йоге, но не знаете с чего начать? Примите участие в видеокурсе для начинающих «Yoga Start» с Татьяной Илларионовой.

Самое сложное в йоге – развернуть коврик. Но сделать это все-таки стоит! Первые шаги в йоге самые важные. Поэтому мы разработали для вас эту программу – она идеально подходит для новичков. Вы окунетесь в практику йоги, узнаете ее основные принципы и почувствуете мгновенный эффект. Yoga Start с Татьяной Илларионовой – это удобный видеокурс, с помощью которого вы легко, весело и c пользой для здоровья сможете начать заниматься йогой!

Ведущая: Татьяна Илларионова – старший тренер по методике Yoga23, руководитель инструкторского состава сети центров «Федерация Йоги».

Что в программе?

  • Что такое йога?
  • Разминка и вводный комплекс
  • Асаны и мудры
  • Энергия в теле: что такое прана?
  • Очистительные техники йоги
  • Пранаяма: почему всё-таки выдох, а потом вдох?
  • Медитация

Курс длится 7 дней и состоит из 7 видео-уроков продолжительностью от 30 до 60 минут.

Все материалы останутся у вас в бессрочном пользовании – вы сможете обращаться к ним в любой удобный момент.

Йога для начинающих

Давайте сразу определимся, что йога — это не религия и не вероисповедание. Йога — это философия здорового образа жизни. В индуистской традиции, например, ее понимают как науку о равновесии и гармонии. Вот и в наше время все больше врачей официально рекомендуют йогу не только как эффективную физическую нагрузку, но прекрасный инструмент в борьбе со стрессами.

Когда я сама начала заниматься йогой и ввела это в привычку, очень быстро стала замечать изменения. Благодаря практике – а это примерно полтора часа каждый день — у меня выпрямилась осанка, перестали трещать коленки в суставах, я постройнела и даже помолодела, как мне кажется (видимо, ушла вечная озабоченность с лица, а с ней и пара «нахмуренных» морщинок). Но, самое главное, я стала спокойнее и радостнее воспринимать эту жизнь, хотя кардинально в ней ничего не изменилось. В чем секрет?

Доказано, что йога так и работает. Эта эффективная и веками проверенная практика воздействует сразу на физическое и тонкое тело (оно отвечает за эмоции и мысли человека). Тот, кто занимается йогой, становится здоровее и выносливее, после занятий чувствует прилив сил, а также с новой силой может ощутить вкус к жизни. Согласитесь, в современном мире с большими нагрузками и стрессами это очень важно. Как ни крути, у алкоголя и тортиков есть побочные действия, а йога абсолютно безвредна: принимай хоть семь раз в неделю.

Чем так полезна йога — рассказываем начинающим. Вот только 10 пунктов, на самом деле их гораздо больше:

1. Замедляет процессы старения

2. Восстанавливает репродуктивную функцию женского организма и потенцию у мужчин

3. Развивает группы мышц, возвращает гибкость суставам

4. Избавляет от болей в спине, убирает искривления позвоночника, остеохондроз, отложения солей

5. Благодаря интенсивному дыханию во время занятий в организм поступает большое количество кислорода, и все системы начинают работать более эффективно. Происходит активная вентиляция легких и тренировка сердца

6. Естественный и эффективный массаж внутренних органов. А так как во время практик активно работают мышцы живота, отлично очищается кишечник. Йога превосходно избавляет от запоров

7. Излечивает головную боль, астму, артриты, бессонницу, послеродовую депрессию

8. Помогает сбросить лишний вес

9. Дает всему телу и головному мозгу глубокое расслабление и качественный отдых

10. Входящие в занятия йогой медитации помогают укрепить иммунную систему и понизить уровень стресса

И я уже не говорю про открытие новых талантов. Доказано, что йога помогает раскрыть их в человеке — люди начинают вдруг рисовать, петь, сочинять стихи. Польза йоги неоспорима и доказана тысячелетним опытом.

Противопоказания для занятия йогой:

Гипертоническая болезнь, эпилепсия, врожденный порок сердца, желче-каменная болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, период принятия транквилизаторов, антидепрессантов и других психотропных препаратов.

Конечно, лучше всего, если вы начнете изучать упражнения йоги не в домашних условиях, а с преподавателем или более опытным практиком. Во-первых, это дисциплинирует. Во-вторых, вас поправят, если вы делаете что-то не так. Ну а в-третьих, занятия в группе самые эффективные. Но если у вас нет пока такой возможности, вы можете освоить йогу самостоятельно.

Будет хорошо, если вы готовы практиковать каждый день (быстрее заметите изменения) или хотя бы раза два в неделю. Для новичка сойдет.

Если у вас нет возможности заниматься с преподавателем, то для занятия йогой в домашних условиях вам понадобится коврик, плед, чтобы укрыться во время отдыха (шавасаны) и вода. Вода очень нужна. Йога активизирует обменные и очистительные процессы в организме, поэтому так важно пить. Но не залпом после всех нагрузок, а маленькими глотками после каждой асаны (так называются позы в йоге).

Что еще важно знать перед тем, как вы начнете.

1. Йога — это комплекс упражнений (асан), как правило, в определенной последовательности. Завершает занятие поза покоя — шавасана: в ней ваше тело должно быть абсолютно неподвижным в течение 10-15 минут. Этого времени достаточно, чтобы организм максимально расслабился и отдохнул, а головной мозг перегрузился (да-да, как зависший компьютер).

2. Во время домашних занятий йогой вы не должны испытывать боль. Вообще никакую! Не надо специально растягивать мышцы (это не спорт!), с силой нагибаться, тянуть ноги — и при этом терпеть. Новичкам тем более. Вы только начали работать с телом, дайте ему время, и уже вскоре увидите, как станете более гибкими. Учитесь слушать свое тело. Если возникли любые неприятные ощущения — ослабьте усилие либо аккуратно выходите из асаны.

3. Перед началом лучше сделать небольшую разминку, чтобы разогреть мышцы.

4. И дышите ровно, спокойно в асанах! Контролируйте свое дыхание: не должно быть задержек, вдохи и выходы делайте как можно глубже и медленнее. Это очень важно.

Они вам помогут сделать домашнюю практику максимально эффективной и полезной:

1. Заниматься йогой можно только на голодный желудок. Идеально утром, после пробуждения и холодного душа. Либо в течение дня, но чтобы после завтрака или обеда прошло 3-4 часа.

2. Да, практиковать лучше утром. Это первая новость. Вторая может совсем не понравиться новичкам, но что делать! Йогой лучше заниматься с восходом солнца – в 5-6 утра. Поясним: когда организм пробуждается вместе с природой, он получает дополнительную энергию и, внимание, даже целительную. Вы сами потом увидите, как день после такого «йоговского» утра сложится совершенно иначе. Все дела будут даваться легко и с радостью, появятся силы и желание все успеть. Да и зачем аккумулировать энергию в конце дня?! Лучше сделать практику утром и весь день кайфовать.

3. Перед занятием проветрите комнату, можно на пару секунд зажечь палочку с благовонием или развести в воде 2-3 капли любимого эфирного масла, этого будет достаточно, чтобы освежить воздух. Пол должен быть чистым. Так приятнее заниматься. Хотя — кому как нравится.

3. Одежда для занятий. Выбирайте удобную, желательно хлопковую и белого цвета. Вам понадобятся носки для релаксации. Сразу снимите с себя цепочки и часы, браслеты и кольца с выпуклыми камнями, иначе они вам будут мешать и могут поранить. Девушкам с длинными волосами нужно собрать волосы в пучок или надеть шапочку для йоги. Это не сектантский элемент, как считают некоторые. Во-первых, она держит волосы. Во-вторых, позволяет сконцентрироваться на практике. Не буду больше объяснять – это надо попробовать, чтобы понять разницу.

4. Женщинам во время месячных рекомендуется не использовать перевернутые позы (стойку на плечах, позу плуга). В первые три дня не делать упражнения на пресс и активное дыхание животом (дыхание огня). Так как все это может усилить кровотечение. Но если вас это не смущает, то можете продолжить эти практики — делайте медленнее и меньше по времени.

5. В период беременности общие занятия йогой нужно заменить на специальную йогу для беременных.

В йоге — сотни асан. И у начинающих не должно быть цели освоить все и сразу. Поверьте, это совсем не нужно. На первых порах выполняйте простые позы. Как только сможете находиться в них достаточно долго, вам станет проще перейти и к более сложным упражнениям.

Итак, в йоге есть две базовых асаны:

Простая поза. С нее и начинается йога. У простой позы есть разные вариации. Для новичков, занимающихся йогой в домашних условиях, на первых порах лучше всего подойдет эта. Сядьте на коврик, вытянув обе ноги. Поместите ступню одной ноги под колено противоположной, а затем поместите ступню вытянутой ноги под другое колено. Вытяните позвоночник и слегка подайте поясницу вперед. Сохраняйте спину прямой. Эта поза используется при выполнении скручивающихся и других асан, дыхательных упражнений и медитации.

Поза скалы. Нужно сесть на колени и пятки, руки лежат на бедрах. Спина должна быть прямой. Если чувствуете боль в лодыжках — положите одеяло или плед под ягодицы.

«Собака мордой вниз». У этой асаны есть второе название — поза треугольника, которое говорит само за себя. Начните упражнения в положении стоя. Упритесь ладонями и стопами в пол, пальцы руки широко разведены. Ступни — на ширине бедер. От запястья до бедра, а также от бедра до пятки должны проходить прямые линии. Подбородок подтянут, шея вытянута. Подмышки развернуты друг к другу. Старайтесь не сильно прогибать спину. Дыхание ровное и спокойное.

Читайте также:  Что удобнее в ванной: стеклянная дверца или занавеска?

Эффект: эта поза улучшает пищеварение, уменьшает боли в пояснице, шее, растягивает мышцы, ног, рук и спины.

Время: начните с 1 минуты, доводя упражнение до 3-5 минут.

«Кошка — корова». Встаньте на четвереньки. Руки на ширине плеч, пальцы направлены вперед. Колени находятся прямо под бедрами. Сделайте вдох и подтяните таз вперед, прогибая спину вниз (Поза Коровы), голова и шея тянутся назад. Не повредите шею. Поднимайте подбородок как можно выше.

На выдохе таз движется в обратную сторону, спина выгибается вверх дугой (Поза Кошки), а подбородок упирается в грудь. Все движения должны быть плавными, задействован весь позвоночник.

Эффект: это упражнение очень полезное. Укрепляет мышцы шеи, восстанавливает гибкость и подвижность позвоночника, улучшает осанку. После долгой сидячей работы снимает болезненные ощущения и скованность мышц спины. Снимает общее утомление. Успокаивает и одновременно тонизирует нервную систему.

Время: Начните с 1 минуты, доводя до 3-5 минут.

«Кобра». Лежа на животе, положите кисти под плечи, ладони прижаты к полу. Начните поднимать грудную клетку, голова продолжает это движение по мере того, как вы прогибаетесь назад. Выпрямите руки. Не допускайте сильного прогиба спины. Тянитесь вверх всей поверхностью живота и груди в противоположную сторону. Если трудно стоять на выпрямленных руках, согните их в локтях. Но стремитесь к идеальной позе. Движения должны быть спокойными и равномернымы, без ускорений и замедлений. Вдох и выдох синхронны с движением тела.

Эффект: поза укрепляет глубокие мышцы спины, предупреждает образование камней в почках. Нормализует функцию щитовидной железы и поджелудочной.

Время: Начните с 1 минуты, постепенно доводя до 3 минут.

Многие термины из йоги сперва покажутся вам ну очень необычными, как с другой планеты. Не надо этого бояться. Со временем вам все станет понятно и привычно.

Асана. Положение тела или поза.

Аура. Область энергии и сознания, которая окружает физическое тело и способствует работе 7 энергетических центров — чакр. Сила ауры, измеряемая ее сиянием и радиусом, определяет наличие психических проблем и психофизическую целостность человека.

Йога. Это наука о том, как жить. Философия здорового образа жизни. Соединение со своим внутренним «Я». Люди, практикующие йогу, стремятся к осознанности и раскрытию внутреннего счастья. И для этого вовсе не обязательно уходить в Гималайские горы. Истинный йог возвышает и совершенствует себя в условиях жизненных обстоятельств, не изолируя себя от общества подобно монахам.

Кундалини Йога. Вид йоги, которая стимулирует жизненную силу, балансирует ум, развивает дух. Она способствует мгновенному обретению ясности.

Медитация. Процесс глубокой концентрации, слияния с обьектом или в пребывание в состоянии осознанности. Медитации высвобождают реакции и неосознанные привычки и формирует интуицию, ведет к осознанности.

Мудра. Буквально означает «печать». Обычно относится к положению рук, применяемому во время медитации или упражнений. Эти положения рук используются для того, чтобы «запечатать» в теле энергетический поток.

Пранаяма. Регулируемые дыхательные упражнения.

Точка третьего глаза или Точка межбровья. Шестая чакра или центр осознанности, расположенный на лбу в точке между бровями. Ассоциируется с гипофизом, командным центром. Дает нам проницательность, интуицию и способность понимать суть вещей и ход событий гораздо глубже поверхностного видения вещей. Поэтому этот центр является точкой концентрации внимания во многих медитациях.

Чакра. Это слово буквально означает «вращающиеся колеса». Обычно так называют 7 энергетических центров в ауре человека, расположенных вдоль позвоночника от основания до макушки головы. Каждая чакра является центром сознания с присущим ему набором качеств, целей и силой воздействия.

Что такое йога?

. Йога, которая связывает индивидуальную душу с Господом, которая приносит живому существу высшее благо и помогает ему отрешиться от всех печалей и радостей материального мира, является высшей системой йоги.

Йога – это путь развития личности.

Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.

Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.

Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности. Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье. Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.

Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение». Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова. В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души. Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге). Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.

В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары). Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу). Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту:

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто…

По сути, йога – это иерархический процесс, устанавливающий связь с Абсолютной Истиной, Верховным Творцом. Как вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги, который вы практикуете.

Виды йоги

Йога делится на несколько видов:

Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков. Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса. Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).

Хатха-йога означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».

Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна». Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь. Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.

Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее. Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души. Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.

Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы. Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. Главная задача этой формы йоги — научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу). В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):

Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели


Карма-йога означает «йога деятельности». В «Бхагавад-гите» Кришна также называет ее буддхи-йогой, или йогой разума. Она направлена на гармоничное развитие социальных и общественных отношений личности. В этой духовной практике человек выполняет предписанные ему, согласно природе и социальному положению, обязанности (то есть следует дхарме) без привязанности к плодам своего труда и эгоистических мотивов. Единственная цель любого действия – удовлетворить Всевышнего. В результате такой деятельности карма-йог обретает освобождение (мокшу) и любовь к Богу (бхакти):

Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, – так он придет ко Всевышнему

Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!

Бхакти-йога, означающая «преданность», «бескорыстное, любовное служение Богу», предназначена для развития глубинных и высших духовных эмоций, совершенствования человека в психоэмоциональной сфере, но самое главное – для установления личностного контакта с Источником всего сущего, Абсолютной Истиной – Богом. Бхакти вмещает в себя все предыдущие виды йоги, поскольку если человек устанавливает гармоничный контакт с Богом, то он автоматически устанавливает его и со всем остальным Его творением.

Кундалини-йога названа в честь особой мощной энергии, сокрытой и свернутой кольцом в области копчика, в муладхара-чакре. Этот вид йоги акцентирует внимание на развитии энергетических каналов и чакр, чтобы пробудить энергию и поднять ее по главному каналу сушумне, расположенному вдоль позвоночного столба и центральной нервной системы, вверх к брахмарандхаре – высшей чакре, расположенной в области темени. Результатом данного вида йоги также является мокша.

Крийа-йога, или «йога действия», нацелена на мистическое осознание и пробуждение энергии кундалини. Фактически это одна из форм кундалини-йоги. Ее методами также являются пранаямы, мудры, бандхи, дхьяна (медитация), а к функциям относят техники очищения организма на физическом и ментальном уровне, подготовку к другим видам йоги.

Тантра-йога (санскр. «непрерывность», «связь», «нить») – это система телесных и психических техник, предназначенных для развития сознания человека. Санскритское слово тан означает «грубый, материальный мир», а глагольный корень тра – «освобождение». Буквально тантра – это практика, которая ведет человека от несовершенства к совершенству, от грубого к тонкому, от оков к освобождению. В тибетских учениях тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации. В тантризме говорят о двуединой природе мира, мужского и женского начал. Две эти энергии образуют гармонию в их нераздельном союзе блаженства.

В последнее время у большинства людей сформировалось устойчивое представление, что тантра в большей степени связана с магическими и сексуальными ритуалами. Видимо, на каком-то этапе произошла подмена основных постулатов и целей, после чего последовало искажение этого древнего учения. Тантра действительно рассматривает концептуальные вселенские энергии мужского и женского начал, но на высшем уровне, а не так, как это представляется сегодня. Тантру стали связывать с сексуальными утехами в ХХ веке, спустив этот вид йоги в плоскость грубых материальных инстинктов. Ее просто стали использовать для услаждения чувств, расслабления и так называемого устранения комплексов. Однако такой подход к тантре противоречит всей традиции йоги, где одной из главных задач является управление чувствами и умом. В поисках грубых чувственных удовольствий люди сделали тантру формой укрепления своих примитивных животных инстинктов, тогда как ее назначение – развивать высшие духовные эмоции. Это абсолютно противоположные полюса. Разные течения и школы, по-разному толкуя слово тантра, породили массу неясностей и путаниц. И сегодня можно видеть, как под этим словом подразумевают совершенно разные понятия, от обычной магии до просветления.

Существуют еще дополнительные подвиды йоги, например нада-йога (йога с акцентом медитации на внутренний звук), санньяса-йога (отречение от материальных благ, богатства) и другие. Сюда же можно отнести и тантру. Все эти подвиды могут присутствовать как в бхакти-йоге, так и в аштанга-йоге, они являются лишь дроблением, акцентом на одной технике или ступени какого-нибудь одного основного пути или ветви йоги.

За пределами Индии йога приобрела другие формы – например, тибетские йога респы, йога лун-гом-па. В Китае и Японии учение и практика йоги смешались с буддийской философией и распространялись в форме дзен-буддизма.

Какая же йога главнее или лучше, возможно, спросите вы. Но такая постановка вопроса будет не совсем корректной, поскольку это индивидуальный выбор человека. Если и существуют некоторые отличия во взглядах разных школ йоги, которые могут показаться неким противопоставлением другим ее направлениям, тем не менее, даже при поверхностном исследовании будет очевидно, что в них больше общего, чем различий.

Читайте также:  Что делать, если ноутбук залили водой

Яркий представитель бхакти-йоги нашего времени, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада следующим образом охарактеризовал виды йоги:

РЕЗЮМЕ

Йога – это системный процесс, призванный установить связь с Абсолютной Истиной. Как именно вы ее устанавливаете, так и будет называться вид йоги. Как правило, практикуется не какой-то один вид йоги, а их смесь. Правильная связь способствует совершенствованию и приводит к освобождению – мукти, самадхи или преме (высшей цели, беспримесной божественной любви).

Высшей ступенью лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды йоги — не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги — это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяна-йоги. А когда к гьяна–йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанги-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавиваются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги

Источники:

Айенгара Б. К. С. Йога дипика. Прояснение йоги. /Альпина нон-фикшн, М., 2016. – 494 с.

Патанжали. Йога сутры./пер. Десикачара Т. К. В., М., 2002 г. – 160 с.

Прабхупада Б. С. Бхагавад-гита как она есть. / Бхактиведанта Бук Траст, М., 2007 г. — 1008 с.

Прабхупада Б. С. Шримад-Бхагаватам. М., 2009 г. – 464 с.

Сватмарама С. М. Хатха-йога прадипика. М., 2013 г. – 644 с.

Фёрштайн Г. Энциклопедия йоги. / Гранд-Фаир. М., 2003 г. – 768 с.

Что такое йога

История йоги уходит своими корнями в доисторические времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. [14] Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». [15] Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). [16] В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», [16] — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Индская цивилизация

На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги». [17] Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. [18] По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств. [19] Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой». [20] [21]

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» [22] обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы. [23] Некоторые учёные, однако, сомневаются, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных») [24] представляет фигуру Шивы или Рудры. [25] [26] К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». [23] [27] К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане [28] [29] и индолог Генрих Циммер. [30]

«Йога-сутры» Патанджали

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. [31] [32] Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. [33] Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. [34] [35] Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….» [36] Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения. [37]

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. [38] Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. [39] Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, [40] которая является ключевой сутрой всего текста:

योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ ?

Йога есть обуздание волнений, присущих уму.
— «Йога-сутры» 1.2

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». [41] Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)». [42]

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 20-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  1. Яма — нормы поведения — самоограничение
  2. Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

«Бхагавад-гита»

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию, [43] «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги: [44]

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели. [45]

Известный комментатор «Бхагавад-гиты» Мадхусудана Сарасвати в конце XV века разделил её по содержанию на три основные части: первые шесть глав в основном посвящены карма-йоге, средние шесть глав — бхакти-йоге, и последние шесть — гьяна-йоге. [46] Другие комментаторы предложили свой вариант деления, приписав определённую йогу каждой из глав и выделив 18 видов йоги. [47] Подобное деление впоследствии было принято многими комментаторами «Бхагавад-гиты».

Хатха-йога

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). [48] [49] Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, [50] добавляя к ним гимнастические йогические элементы. [51] В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». [52]

Йога в других традициях

Буддизм

Йога тесно связана с верованиями и практиками дхармических религий. [53] В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса. [54] [55] В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги» [56] ), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь боддхисатвы. [57] В этом школе йога практикуется ради достижения просветления. [58]

Близость к йоге является отличительной чертой дзен-буддизма, который представляет собой одну из форм буддизма махаяны. [59] [55] На Западе, дзен существует параллельно йоге и между двумя школами очевидно существует большое сходство. [60] Это феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзен-буддизма уходит своими корнями в йогические практики. [61] Некоторые основные элементы йоги играют большую роль как для буддизма в целом, так и для дзена в частности. [62]

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма, практикующий йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце-концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях, эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением луны и солнца энергий праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лукханге.

Ислам

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. [63] Древнеиндийский текст по йоге, „Амритакунда“, („Озеро нектара“) ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский язык. [64]

В 2008 году лидеры исламского духовенства в Малайзии издали фетву против мусульман, занимающихся йогой. В фетве утверждалось, что в йоге содержатся элементы индуистского религиозного учения и, следовательно, практика йоги для мусульман является богохульной и харамной. Мусульманские учителя йоги Малайзии подвергли это решение критике, расценив его как оскорбительное. [65] В фетве разрешается практика йоги как физических упражнений, но запрещаются такие практики, как повторение мантр. [66]

Тантра

Предполагается, что практика тантризма способна изменить отношение индивидуума к социальной, религиозной и логической реальности, в которой он обитает. Через посредство тантрической практики индивидуум осознаёт иллюзорную природу реальности, освобождается из оков майи и достигает мокши. [67] Именно этот путь к мокше, среди ряда других путей предлагаемых различными традициями индуизма, связывает тантризм с такими практиками дхармических религий как медитация и социальное отречение, которые основаны на временном или постоянном удалении от социальных отношений. [67] В ходе обучения тантрическим практикам, индивидууму даются наставления в медитационных техниках, в особенности в техниках медитации на чакры. Это считается одним из видов кундалини-йоги, целью которой является помещение Богини в сердечную чакру с целью медитации и поклонения. [68]

Согласно Артуру Авалону (сэру Джону Вудрофу), [69] йога разделяется на хатха-йогу (гхатастха-йогу) и самадхи-йогу. Последняя в свою очередь согласно «Гхеранде-самхите» бывает шести видов: дхьяна-йога-самадхи, нада-йога, расананда-йога, лайя-сиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога.

Цель йоги

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. [70] В монистических школах адвайта-веданты и шиваизме, конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом. В школах бхакти вайшнавизма, сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме, одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге, вайшнава отправляется в духовный мир (Вайкунтху или Голоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей. [71]

Ссылка на основную публикацию