Что такое низкие частоты - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое низкие частоты

Taurus-48 › Блог › #Звукостудия 1: Частотные диапазоны инструментов или что нужно знать при отстройке звука

При решении задач подзвучивания, наличие базовых знаний о характеристиках музыкальных инструментов может оказаться очень полезным. Я бы даже сказал необходимым.

Сразу скажу, что лучше строить на слух и именно на ваш вкус. И если технически вы доверяете настройку профессионалу, то пусть он это делает в вашем присутствии и с вашими коррективами. Так как слышите вы звук по разному и предпочтения у каждого свои.

Все же сталкивались с ситуацией когда вроде и компоненты нормальные и звук плоский или где-то гитара не так звучит и т.п.

Инструменты и другие источники звука характеризуются их частотным спектром, направленностью звука и динамическим диапазоном.

В дебри мастеринга даваться не будем, а рассмотрим только, то что может понадобиться обычному пользователю при отстройке и эквалайзенге системы в том числе и в авто. Это частотные диапазоны наиболее встречающихся инструментов.

Для начала о частотах…
1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют “занудной” или “смурной”.

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется “слушательской утомляемостью” и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для “яркости” звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Итак… Диапазоны инструментов:
● Гитара 70-1000 Гц (обертона 1000-8000 Гц);
● Бас 40-250 Гц (обертона 250-1000 Гц);
● Бас гитара 40-800 Гц;
● Бас бочка или Большой барабан 40-250 Гц и щелчок во время удара — от 1000 Гц и выше (у злых афро нижний диапазон может быть глубже);
● Тарелки 300-15000 Гц;
● Литавры 300-200 Гц (обертона 200-4000 Гц);
● Скрипка 180-3500 Гц (обертона 3500-18000 Гц);
● Флейта 250-2030 Гц (обертона 2030-15000 Гц);
● Клавишные, струнные и перкуссия — важная область 400-1000 Гц;
● Вокал. Диапазон 80-10000 Гц.

Кроме непосредственно частотного диапазона в звуке того или иного инструмента присутствуют обертона, которые распределены в пределах более высоких частот и без которых звучание получается глухим и невыразительным.

Важно знать, что слух человека наилучшим образом воспринимает звук частотой 2000-3000 Гц. От наличия обертонов в пределах этих частот в голосе создаёт его полётность и звонкость.

Касаемо вокала:
— Бас 82-349 Гц;
— Баритон 110-392 Гц (Чтобы подчеркнуть баритон, нужно повысить уровень в диапазоне 2500-3000 Гц);
— Тенор 132-523 Гц (Чтобы подчеркнуть тенор, нужно повысить уровень в диапазоне 300-600 Гц);
— Контральто 165-692 Гц;
— Меццо-сопрано 220-880 Гц;
— Сопрано 262-1046 Гц;
— Колоратурное сопрано 1397 Гц.

Уровень каких частот корректировать для получения прозрачности звука?
● 5000 Гц — регулирование приближения/удаления;
● 8000 — 20000 Гц — воспринимаемое качество звучания, глубина, пространство;
● 31 — 50 Гц — создают ощущение силы и мощности;
● 80 — 125 Гц — слишком много этих частот приводит к появлению нежелательного гудения;
● 160 — 250 Гц — часть басового спектра. Недостаточный уровень частот этого диапазона — отсутствие теплоты и мягкости, избыток — скучный звук.

При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот (если не считать фортепиано и рояль).
При отстройке так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов.

Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ; органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20-35 дБ; мужской голос 20-45 дБ, эстрадного оркестра 45-55 дБ, симфонический оркестр 60-75 дБ.

А человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе перекрывает (заглушает, смешивается) с любым музыкальным инструментом (оптимальная точка — 300 Герц). Поэтому при отстройке и эквализации под инструменты, вокал будет реагировать на это очень сильно.

Акустические системы: типы динамиков (часть 3)

В прошлый раз мы разобрались, по крайней мере, в общих чертах, в конструкции динамика. Основные ее элементы — общие для всех типов динамиков, но главное, как всегда, кроется в различиях. О них и стоит рассказать подробнее.

Широкополосник

Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.

Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.

Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00

Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.

Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.

Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.

Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10

Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.

При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.

В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.

Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.

С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.

Твитер

Понятно, что, если трудно воспроизвести весь диапазон одним излучателем, есть смысл разделить этот диапазон на несколько частот, в каждой из которых будет работать отдельный динамик. За верхние частоты в этом случае отвечает твитер (пищалка).

Этот динамик должен иметь диффузор (мембрану) небольшой площади, но достаточно жесткий и максимально легкий, ведь полоса излучения твитера, в большинстве случаев, не ниже 1,5 кГц. Среди динамиков наибольшее распространение получил купольный твитер. В нем центральное тело диффузора или элемент, который в полноразмерном динамике называется пылезащитным колпачком, занимает практически всю площадь излучающей поверхности.

Твитер колонки Apple HomePod

Мембрану купольного твитера чаще всего делают из ткани с пропиткой, повышающей ее жесткость. Применяют и более жесткие материалы, лучшим из которых по праву считается бериллий.

Важный параметр твитера — это частота его собственного резонанса. Разработчики стремятся к тому, чтобы она находилась ниже полосы его воспроизведения. В этом случае пищалка звучит максимально точно. Дело в том, что на частотах, близких к резонансу, комплекс усилитель-динамик начинает работать некорректно, «идет в разнос», и система становится плохо управляемой.

Результат — искажения, причем в той частотной области, в которой наш слух к ним особенно чувствителен. Выход оказался прост: кроссовер — устройство, ограничивающее частотный диапазон работы твитера, «обрезает» частоты его собственного резонанса, расположенные ниже рабочего диапазона твитера, который начинается, как правило, от 2–3 кГц.

Твитер с алмазной мембраной Seas Excel E0100-04

Второе требование к твитеру — повышенная верхняя граничная частота воспроизведения. В оптимальном случае она должна превосходить верхний частотный порог слышимого диапазона, т.е. быть выше 20 кГц. Казалось бы, зачем выше, если на этих частотах мы уже не слышим ничего?

Расширенный вверх предел частотного диапазона позволяет твитеру воспроизводить так называемые верхние гармоники, формируя максимально точное звучание высоких частот. До какого предела должен иметь возможность работать твитер — а зачастую высказываются мнения о величинах в 40, а то и в 60 кГц — вопрос, являющийся предметом дискуссий.

Названные два требования к конструкции твитера являются взаимоисключающими. Для понижения резонанса необходимо делать мембрану большего размера и веса, а для повышения верхней границы АЧХ — наоборот. Выход — максимальное соотношение жесткости и массы мембраны твитера, за которое и идет технологическая борьба.

Читайте также:  Что нужно иметь в автомобиле

Среднечастотный динамик

Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику. Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям.

Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром

Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.

Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.

Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором

Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.

НЧ-драйвер

Низкочастотный динамик часто еще называют вуфером. Для практически любого класса акустических систем вуфер, естественно, является самым большим по площади излучателем. Для низкочастотника предпочтительным является полностью поршневой режим работы, когда диффузор движется возвратно-поступательно, как единое целое.

Здесь проблема решается еще более радикально, чем в случае со среднечастотным драйвером. Диффузор делают максимально жестким, даже за счет его утяжеления. Дело в том, что на низких частотах наш слух наименее чувствителен к искажениям. И в случае, когда для диффузора вуфера прежде всего важна амплитуда колебаний, ради жесткости идут на увеличение веса.

24-дюймовый басовый динамик в сабвуфере Pro Audio Technology

Масса подвижной системы многих крупных сабвуферных динамиков может достигать 200 г и более. Диффузоры в некоторых случаях получают пространственную конструкцию наподобие самолетного крыла из многослойного композита с заполнением внутренних полостей легкими ячеистыми или сотовыми структурами.

Для аудиофильских систем массу диффузора низкочастотного драйвера по-прежнему стараются минимизировать, поскольку натренированный слух не любит низкочастотных искажений, равно как и всех остальных.

Причем амплитуда колебаний у вуферов — самая большая среди всех перечисленных динамиков. Для этого они оснащаются так называемой длинноходовой (удлиненной) голосовой катушкой. Внешний подвес делается из резины. Все это позволяет диффузору иметь очень большую экскурсию — так называют смещение диффузора от центральной точки.

18-дюймовый басовый вуфер JBL

Особенно ярко «порода» низкочастотного динамика проявляется в драйверах, которые устанавливаются в сабвуферы. Это тяжелое, мощное устройство диаметром от 8 до 15 дюймов (наиболее часто применяемый в пользовательской АС диапазон размеров). Они имеют очень мощные магнитные системы и, в связи с этим, немалый общий вес. При этом в низкочастотных драйверах, работающих от мощных полупроводниковых усилителей, часто устанавливаются катушки минимального сопротивления — 2, а то и 1 Ом.

Коаксиальные драйверы

В двух- трехполосной колонке твитер, среднечастотник и низкочастотный динамик устанавливаются отдельно, то есть, они разнесены в пространстве. Это является серьезным недостатком. Наш слух, который легко определяет направление на источник звука, бывает обманут тем, что средние частоты и высокие частоты поступают практически из разных точек.

Направление на низкочастотный излучатель определить труднее, но тем не менее его удаленность также вносит свою лепту. В результате, такая геометрия колонки ухудшает восприятие стереообраза.

Строение коаксиального драйвера KEF UniQ

Широкополосный динамик, о котором написано выше, просто в силу физики процесса имеет ограничения как по максимальной мощности, так и по частотному диапазону. Кроме того, для широкополосного динамика неизбежна высокая неравномерность АЧХ (выше 10–20 дБ), которую практически невозможно, да и нет смысла компенсировать электроникой либо акустическим оформлением.

Выходом из этой ситуации стал коаксиальный драйвер. На первый взгляд, такой совмещенный динамик выглядит достаточно просто. В двухполосном варианте твитер расположен в центре низкочастотного динамика — традиционные размеры пищалок вполне для этого подходят. Но с инженерной точки зрения такая конфигурация резко затрудняет разработку (расчет) и изготовление подобной системы.

Коаксиальный динамик TAD CST

И это отражается на ее стоимости. Есть варианты, которые позволяют упростить конструкцию: например, размещение твитера перед низкочастотным диффузором на специальном креплении. И все-таки именно «полновесные» коаксиальные системы создают наиболее точный стереоэффект. Поэтому во все времена разные разработчики и компании выпускали коаксиальные драйверы, которые присутствовали в составе их топовых систем.

Специализированные динамики

Воспроизведение звука в условиях, отличных от комнатных, требует применения динамиков, учитывающих эту специфику в свей конструкции. Динамики ландшафтного, шахтного, морского применения должны выдерживать повышенное содержание пыли, способной проникать в магнитный зазор, длительное солнечное излучение, повышенную влажность, воздействие морской соли и других негативных факторов. Для этого в конструкцию вносится серьезные изменения: выбираются материалы, защищаются уязвимые элементы.

Динамики наушников

Для наушников прежде всего пришлось разработать миниатюрные динамики: калибром от 6 до 12 мм для внутриканальных и до 50–60 мм максимум — для накладных моделей. В подавляющем большинстве случаев это широкополосные драйверы. Малый размер облегчает им задачу воспроизведения полного диапазона.

С другой стороны, производство осложняется именно минимальными размерами. Чаще всего диффузор такого динамика сделан из синтетического материала, хотя целлюлоза и другие натуральные волокнистые материалы тоже могут присутствовать. Ввиду требований компактности и низкого веса именно в наушниках наиболее часто используются неодимовые магниты, благодаря которым динамики могут демонстрировать высокую чувствительность — до 120 дБ и выше.

Динамик наушников Apple EarPods

Специфика применения требует, чтобы динамики наушников имели повышенное сопротивление. И если звуковые катушки динамиков акустических систем имеют сопротивление от 2 до 16 Ом (чаще всего от 4 до 8), то динамики наушников имеют сопротивление не ниже 16 Ом, а максимальное значение может достигать 600–800 Ом для профессиональных моделей.

В отдельных моделях наушников, даже внутриканальных, могут использоваться раздельные динамики для разных полос частот — но это редкий случай. Чаще встречается совместное применение излучателей разных типов — динамических и арматурных.

Другие материалы цикла «Акустические системы»:

О чем говорят характеристики акустики?

О чем говорят характеристики акустики?

Вы можете потратить много времени на сравнение колонок в поисках «лучшей». Даже в линейке продуктов одного производителя есть тонкие и очевидные различия между акустическими системами. Некоторые из этих различий видны не вооруженным глазом, в то время как другие кроются в секретных списках спецификаций. С ценами на акустику от тысяч до миллионов рублей эти различия должны иметь решающее значение, не так ли? Да! Как вы можете догадаться, некоторые детали важнее других. Понимание того, как характеристики акустической системы влияют на ее звучание, имеет решающее значение для выбора правильных колонок. По мере того, как вы погружаетесь в детали и характеристики акустики, помните о том, что качество звука колонок напрямую и в значительной степени зависит от комнаты, в которой они расположены. Очень подробно этот вопрос мы рассмотрели в статье «Совместная жизнь АС и помещений». Поскольку сейчас большие тексты никто не читает, мы сосредоточимся только на наиболее распространенных характеристиках акустических систем, тем более мы давно опубликовали подробную статью «Акустическая система (Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы)».

Тип акустических систем

Пассивная и активная:

Пассивные колонки (а это большинство колонок) требуют отдельных усилителей мощности и не могут напрямую работать от компьютера или смартфона, тогда как активные громкоговорители имеют встроенные усилители мощности и на них могут подаваться линейные сигналы генерируемые большинством аудио проигрывателей и компьютеров, например звук через выход на наушники в вашем смартфоне.

2-полосная и 3-полосная:

Двухполосные колонки делят входящий звуковой сигнал на две частотные зоны, которые подаются на два отдельных драйвера. Например, двухполосная акустика может иметь от 60 Гц до 3 кГц, идущие на широкополосный громкоговоритель, при этом частоты от 3 кГц до 18 кГц направляется на твитер.

Трехполосные колонки делят входящий аудиосигнал на три частотные зоны, которые подаются на три отдельных драйвера. Например, трехполосная акустика может подавать от 60 Гц до 300 Гц, на низкочастотный громкоговоритель, от 300 Гц до 3 кГц, подавать на среднечастотный драйвер, и от 3 кГц до 18 кГц, направлять на твитер.

Частотный отклик или поддерживаемая частота

Частотный отклик динамика, измеренный в герцах (Гц), показывает вам, насколько точно он преобразует частоты входного сигнала. Обычно встречаются такие характеристики, как от 60 Гц до 18 кГц. Это означает, что он может передавать частоты в этом диапазоне с определенной степенью точности. Фактически, частоты вне этого диапазона, такие как 30 Гц или 19 кГц, не будут воспроизводиться динамиком или не будут слышны. Однако характеристика диапазона частот описывает лишь часть правды. Важно знать степень точности, выраженную как вариация +/- децибел. Частотная характеристика от 20 Гц до 20 кГц при +/- 20 дБ означает, что между входными и выходными сигналами на определенных частотах может быть разница в 20 дБ. Характеристика от 20 Гц – 20 кГц при +/- 3 дБ означает, что между входными и выходными сигналами на определенных частотах должно быть не более 3 дБ. Последнее, очевидно, более точно.

Максимальный SPL (Sound Pressure Level)

Этот показатель указывает на самый высокий уровень звукового давления, который может выдать динамик перед тем, как начнет работать с определенным количеством искажений. Проще говоря это самый громкий звук, который вы можете услышать «чисто». Динамики с высоким максимальным SPL полезны для громкого воспроизведения звука, что характерно для концертных громкоговорителей (PA), студийных мониторов среднего и дальнего поля, а так же для большой домашней акустики Hi-End класса.

Класс усилителя (для активных динамиков)

Класс класса усилителя обозначает его топологию или принцип работы, который выходит за рамки данной статьи. Вместо этого давайте сравним их аудио характеристики. Наиболее распространенными классами являются A, B, A / B и D. Усилители класса A демонстрируют низкое искажение и шум, но не очень эффективны. Усилители класса B очень эффективны, но дают больше искажений и ухудшают качество сигнала. Усилители класса A / B более эффективны, чем Class-A (но менее эффективны, чем Class-B), и имеют низкое искажение и шум. Усилители класса D являются наиболее эффективными, но традиционно склонны к высокочастотным потерям и разнообразному качеству звука, хотя эти усилители постоянно совершенствуются.

Читайте также:  Что такое hardware и software

Усилитель и мощность колонок

Измеряемый в ваттах, этот показатель характеризует максимальную электрическую энергию, которую может использовать усилитель или динамик перед перегрузкой. В бытовой аппаратуре обычно встречаются значения 50 Вт, 100 Вт и выше. Тем не менее, одна только мощность – незавершенная сентенция. Как правило, она измеряется либо в пиковых либо в RMS-значениях, но многие производители не сообщают вам, каким образом была измерена мощность. Существует огромная разница. Пиковые значения – это кратковременные (пиковые) показатели мощности, а значения RMS – непрерывные длительные показатели. Пиковое значение громкоговорителя будет значительно выше, чем его среднеквадратичное значение. На бумаге колонка мощностью 600 Вт кажется более впечатляющей, чем модель мощностью 400 Вт, но это не правда, если показатель первой колонки составляет 600 Вт пикового / 300 Вт RMS, а второй – 400 Вт RMS / 800 Вт пикового.

Частота кроссовера

Частота кроссовера указывает точку, в которой входной сигнал разделяется на отдельные зоны, которые питают разные усилители и / или драйверы. Это не обязательно диктует качество, но это говорит о том, как распределяются частоты на динамиках колонки.

Размер вуфера

Как правило, большие вуферы (низкочастотные динамики) могут создавать более низкие частоты. Таким образом, вы можете обнаружить, что частотный отклик некоторых 8-дюймовых громкоговорителей останавливается на частоте 65 Гц, а диапазон 10-дюймового динамика может простираться до 50 Гц. Хотя преимущества колонок с большими вуферами желательны, их более существенный форм-фактор не всегда физически совместим с небольшими пространствами.

Сопротивление (Impedance)

Импеданс – это уровень сопротивления потоку электрического сигнала и измеряется в Ом. Высокоимпедансные громкоговорители допускают более длинные кабельные трассы и подключение большего количества громкоговорителей на один канал усилителя, однако низкоомные динамики могут обеспечить более высокое качество звука. Сопротивление громкоговорителя должно соответствовать импедансу усилителя, чтобы не повредить компоненты.

Чувствительность

Чувствительность, обычно измеренная в децибелах, описывает уровень выходной мощности, полученной с заданного входного уровня. Если сигнал с одним и тем же уровнем передается на колонку с низкой чувствительностью и колонку с высокой чувствительностью, акустика с низким показателем чувствительности даст более низкий уровень звукового давления, чем высокочувствительный динамик. Таким образом, громкоговорители с низкой чувствительностью обычно дают более низкие максимальные значения SPL. В двух словах, при прочих равных, колонки с высокими показателями чувствительности будут играть громче, чем колонки с низкими показателями.

THD (КНИ)

THD является аббревиатурой от Total Harmonic Distortion (иными словами Коэффициент Нелинейных Искажений), который указывает на уровень искажений входного сигнала. Сравнивая показатели воспроизведения чистого сигнала который подают на колонки с сигналом на выходе получают значения THD. Более низкие значения THD всегда лучше. Поскольку THD измеряется в процентах, 0,005% будет предпочтительнее чем 0,05%.

Угол покрытия

Измеряется в градусах, это указывает на область слышимости, которую покрывает динамик. Показатель 90° по горизонтали и 90° по вертикали достигнет большего количества людей в разных положениях, тогда как показатель 45° по горизонтали и 30° по вертикали позволит достичь более точной концентрации звука в желаемом направлении.

Заключение

Надеемся, что производители продолжат указывать подробные спецификации своей продукции и такие люди, как вы, продолжите на них ориентироваться. Помните, что факторы, которые наиболее существенно влияют на результирующее качество звука – это тип акустической системы, частотная характеристика и класс усилителя.

ТОП-5: Технических характеристик хороших наушников (по важности)

Технические характеристики хороших наушников всегда находятся в определенных рамках, именно о хороших моделях описано чуть ниже. Но прежде вы должны знать, что такое характеристики в общем и что они на самом деле означают.

На коробках с наушниками обычно написано несколько специфических цифр, а по тематическим ресурсам гуляют всякие слова заветные, типа: АЧХ, КНИ и т.д… Важно знать что все это значит.

  1. АЧХ;
  2. Диапазон воспроизводимых частот;
  3. Сопротивление наушников (импеданс);
  4. Чувствительность;
  5. Важные характеристики для беспроводных моделей: кодеки, версия bluetooth, автономность, шумоподавление;

Ничего личного, просто маркетинг

Правда в том, что характеристики, написанные на коробке в большой степени – маркетинговый ход. Это возможно из-за того, что нет жестких стандартов в измерении параметров наушников. У каждого производителя свои измерительные стенды (именно стенды, одни наушники одного и того же бренда могут быть измерены на одном стенде, другие – на другом), характеристики могут быть даны в разных единицах измерения. То есть одинаковые характеристики Sony и Beats к примеру, при сравнении на одном стенде, покажут результаты отличные от цифер на коробке.

Конечно, универсальный принцип «чем больше циферки – тем лучше» всё ещё работает, но с некоторыми оговорками. Рассмотрим основные характеристики наушников подробнее. Не будем ударяться в нюансы, их очень, ну очень много. Попробуем вооружиться основными понятиями, которые реально помогут в выборе наушников.

1. АЧХ наушников

АЧХ наушников – амплитудно-частотная характеристика. Её не упоминают на коробках, но именно с неё стоит начинать. Если по-простому, это график зависимости громкости от частоты. Что бы было понятно, какие частоты в наушниках звучат по отношению к громкости, есть замечательный график:

Собственно, если всмотреться в него, всё становится понятно. Горизонтальная ось – частоты, вертикальная – звуковое давление, громкость.

АЧХ показывает тональный баланс наушников, будут ли они «тёмными» (с акцентом на низ и нижнюю середину, с спадом на ВЧ), «светлыми» (наоборот – ВЧ без спада, подъёмы на верхней середине), а то и «яркими» (так же – подъём на верхней середине и может быть подъём на высоких).

Именно из АЧХ берётся частотная характеристика наушников, по которой так любят определять качество наушников. Границы диапазона частот – это окончательные спады АЧХ по обеим сторонам.

Если не ударяться в психоакустику (хотя для достоверности надо бы, ведь восприятие звука у всех разное, кому-то одни и те же наушники кажутся яркими, а кому-то – вполне приятными, но это отдельная огромная тема), то можно представить процесс выбора наушников с помощью АЧХ так.

Как выбрать наушники по характеристикам АЧХ:

  • Выбираете некий круг наушников, которые вам интересны (по отзывам, описаниям, бюджету и прочему), к примеру из лучших мониторных моделей.
  • Определяетесь, какого звука от них вы хотите добиться. Басовый, для вокала, для классики и т. д.
  • И наконец смотрите на АЧХ. Нужны басовые – ищите с подъёмом на мидбасе и поздним спадом на нижнем басе. Нужны наушники для вокала, смотрите середину, чтоб была без больших подъёмов и провалов. Любите высокие – смотрите на поздний спад на верхах и более-менее ровный участок в том диапазоне. И так далее по вкусам.

Стоит отметить два нюанса:

  1. Первый – резкие и узкие по горизонтальной оси пики, могут быть дефектом измерительного стенда, они редко означают реальные перепады. Это касается именно очень узких пиков и спадов.
  2. Второй – на самых высоких частотах АЧХ всегда волнистая, это нормально, зависит от особенностей стенда. По большому счёту, он посадки наушников она меняется примерно так же. Главное, чтоб не было широких «впадин» или «холмов».

2. Диапазон частот наушников

Диапазон частот наушников – это те самые 20 Гц – 20000 Гц и тому подобные цифры на коробках наушников. Означают, естественно, диапазон воспроизводимых частот.

Стоит сразу отметить, человеческое ухо слышит как раз стандартный частотный диапазон: 20 Гц – 20000 Гц. Но не среднестатистическое. А идеальное. С возрастом, от шума города, от использования наушников и прочего мы начинаем слышать хуже. И чем дальше, тем серьёзнее. При этом, чаще всего страдает именно верхняя граница. Низкие мы почти всегда слышим хорошо.

Есть простенькие тесты, можно посмотреть здесь, где в наушники подаётся тон разной частоты. Проверьте себя, до какого уровня слышите. Я вот слышу максимум 17 КГц. Это уже далеко не 20.

Вообще, воспроизводимая частота наушников не несёт никакой информации о звуке наушников. И уж точно на его основе нет возможности сравнить разные модели. Как минимум, если он обозначен без отклонений, то есть в указанном выше виде: 20 Гц-20 Кгц. Тут непонятно, в каких границах отклонений измерен этот диапазон. К примеру, если указано так: 20 Гц – 20 Кгц +- 6 дБ – это уже что-то. Это значит, что кривая АЧХ наушников находится в рамках плюс минус 6 дБ (по вертикальной оси на графике АЧХ) в диапазоне 20 Гц – 20000 Гц. Как минимум понятно, что нет сильных пиков и впадин на всём диапазоне частот. Вот пример частотного диапазона:

К сожалению, диапазон с отклонениями производители указывают редко. И только в «топовых» моделях. Это из-за того, что нет стандартов, ни для измерений, ни для указаний. По большому счёту, производитель не обязан указывать никаких характеристик (как делают Beats), а то что указывается во многом продиктовано модой, тем, что интересует покупателя, что на слуху.

Лучшая частота наушников

Лучшая частота наушников это: 19 Гц – по 21943 Гц 😎 Да хотелось, что бы была такая идеальная частота для всех, но ее нет. И если серьезно, то встречаются так же расширенные динамические диапазоны, типа 5 Гц – 25000 Гц. Что это значит? Мы не услышим 5 Гц, по крайней мере, ушами. Только собаки услышат 25000 Гц или дельфины, не человек – точно.

А зачем тогда это указывает производитель? Маркетинговый ход? С одной стороны – да. Диапазон лучших наушников: «Вот они, какие клёвые, наши наушники. Могут больше, чем требуется. 😀 » Но с другой стороны, это значит, что окончательные спады АЧХ начинаются только у этих дальних границ, а не раньше. И если, верхняя граница тут совсем уж для красоты, то нижняя имеет смысл. Если спад на низах начинается позже, значит, возможно – но только возможно – нижний бас в такой модели хотя бы присутствует.

Каков итог? Не смотрите на эту характеристику при выборе наушников. Точнее, просто обратите внимание, чтоб частота наушников была не уже, чем 20 Гц – 20000 Гц.

3. Сопротивление наушников

Сопротивление (импеданс) – номинальное сопротивление на входе наушников. Уже более значимый параметр.

Самое интересное, почему-то по нему большинство определяет громкость наушников. Что не совсем верно. На громкость больше влияет чувствительность. Но и сопротивление, конечно, тоже, только не в первую очередь.

Можно установить примерные границы, сопротивление до 100 Ом – наушники для портативного использования. Всё, что выше – для стационарного. У портативных источников обычно нет возможности выдавать большое напряжение, соответственно, тут желательно низкое сопротивление. А вот стационарные усилители вполне себе выдают любое напряжение, поэтому им показаны высокоомные наушники.

Читайте также:  Что значит ошибка 403

Импеданс наушников, какой лучше:

Если подбираете модель для телефона или простенького плеера, импеданс наушников для телефона не выше 32 Ом. Если у вас имеется хороший портативный плеер или усилитель, то можете рассматривать модели и «потуже», но, опять же, выше 100 Ом не стоит рассматривать. Хотя, тут надо учитывать и чувствительность и, собственно, мощность усилителя. К примеру, у меня от портативного плеера вполне неплохо (и даже довольно громко) звучат винтажные 600-Омные Beyerdynamic.

4. Чувствительность наушников (дб)

Чувствительность наушников – самый хитрый параметр. Чтоб разбираться во всех нюансах надо реально вспоминать курс физики-радиотехники. Но не будем погружаться так глубоко.

Чувствительность – это отношение. Обычно указывается к мощности, в дБ/мВт. Но это не очень удобно. Если выразить чувствительность к напряжению дБ/В, то можно её брать прямо из АЧХ.

Обычно она берётся на 1 КГц, так как это самая ровная часть АЧХ. Впрочем, по одному из стандартов для наушников рекомендуется измерять чувствительность на 500 Гц. Так что, опять повторюсь, стандартизации нет, на 100% полагаться на эту характеристику нельзя.

Есть уже пересчитанные значения дБ/В из дБ/мВт для основных значений:

Соответственно, если у наушников сопротивление 32 Ом, а чувствительность, скажем, 105 дБ/мВт, то её можно представить, как 115 дБ/В.

Чувствительность наушников, какая лучше

Удобство представления чувствительности в дБ/В ещё и в том, что можно оценить зависимость громкости от подаваемого напряжения (а изменение громкости на плеере – это и есть изменение напряжения). Изменение громкости на 6 дБ требует увеличения напряжения в два раза. Наушники чувствительностью в 96 дБ/В будут играть с аналогичной громкостью, что и наушники 90 дБ/В (при одинаковом сопротивлении), если выставить громкость плеера для вторых в два раза выше.

Высокая чувствительность и низкое сопротивление дают более высокую громкость, но, при этом могут появиться лишние шумы в наушниках (шум усилителя и прочее). Конечно, их слышно только, когда не играет музыка, но всё же. Стоит учитывать и этот параметр.

5. Беспроводные наушники — важные характеристики

Из важных характеристик для беспроводных наушников можно выделить:

  1. Наличие кодеков aptX (HD), LDAC, AAC и SBC, подробнее об этом: ТОП-5: Bluetooth аудио-кодеков — aptX (HD), LDAC, AAC и SBC
  2. Поддержка версии Bluetooth 4.0+. В лучшем случае 5.0+. Bluetooth 5 – все что нужно знать о технологии
  3. Автономность 10 ч + (в зависимости от конституции).
  4. Шумоподавление в зависимости от необходимости. ТОП-15: Лучших наушников с активным шумоподавлением
  • Подробнее о важных характеристиках для беспроводных моделей, вы можете прочитать в статье: ТОП-15: Лучшие беспроводные наушники

В завершении хочется сказать, что по характеристикам сложно выделить какие-то «идеальные» наушники, да и вообще, в идеале-то как раз слушать, а не выбирать по цифрам. Но это не всегда возможно. Главные советы:

  • Обращайте внимание на АЧХ, не поленитесь найти её в интернете, прежде, чем будете выбирать наушники «вживую». Для аудиофила идеальная АЧХ – как можно более ровная. Но чаще всего люди ищут не ровные, а вкусовые наушники. А вкус можно соотнести с АЧХ, как упоминалось выше.
  • Определитесь, для портатива вам наушники или для стационара, и подбирайте соответствующее сопротивление и чувствительность.

диапазон частот сабвуфера

Опции темы
Поиск по теме

диапазон частот сабвуфера

какие частоты (диапазон) должен отыгрывать МУЗЫКАЛЬНЫЙ авто-сабвуфер?
сам сталкивался с двумя типами сабвуферов- “сабвуфер который есть, но сходу не скажешь что он есть” и сабвуфер типа “буууу-гуууу” из-за которого них..я не слышно громе этого самого гу-бу, но приверженцы второго типа утверждают что это и есть правильно- ибо эти звуки есть в музыке.
не ну йа понимаю буфер в домашнем кинотеатре скажем где без “буууу-гууу” не услышать ни взрыва, ни прибоя, ни шторма, ни дождя. но бл..ь в зачем эти частоты нужны в музке если кроме них ничегож не слышно?!
ИМХО- ниже 45Hz в музыке буфер не нужен?
соответственно второй вопрос верхняя граница среза сабвуфера.
со скольки герц человеческие уши начинают позиционировать звук?
80? 100Hz?
каой действительно реальный диапазон выставить сабвуферу? и если дейцствиьельно с низу меньше 45Hz “жизни нет”, то как (чем) их зарезать чтобы они слушать музыку не мешали?
“буфер которого нет” встречал тока дважды у незнакомых людей- спросить не успел, все остальные кого знаю слушают “гууууу-буууу”. чувствую что они не правы, но объяснить человеческим языком не могу. может кто кроме ответа-объяснения ссылочкой на развёрнутую статью кинет? сам такую искал-ищу, но найти пока не смог.

Последний раз редактировалось Romaryo; 08.06.2010 в 19:10 .

25-200, из которых эффективно должно играть 30-100

Мож я чего не знаю . у меня в настройках саб играет ДО 50 Гц .
Да и на клиентских машинах , насколько могу вспомнить , выше 80 не распускал никогда .

От сколько сможет до 50 Гц. От 60 Гц начинать неплохо бы мидам.
90 Гц-само “пацанский” бас для саба, девки кипятком писиют.

Дядь Вить, коробки разныя. для ФЭ ведь и 100 – не проблема, правда ниже 50 фиг заберется. Как Вы стыкуете – я знаю, но ведь енто и от резов зависит и пусть первым кинет в меня камень тот, кто скажет, что саб не забирается за 100, если он вторым порядком сверху порезан ))

зы. вот куча жанров есть, где нужен высоко играющий саб, 60-80 – “самая колбаса”, к музыке, правда, енто имеет посредственное отношение.

Конечно забирается .
Вот только объяснил бы кто – нафига ?

Вот фазик как раз и забирается гораздо ниже 50 иногда с печальными последствиями , фильтр сабсоник на усях и нужен для этого, чтобы не пускать саб ниже критического диапазона Было 2 самопила ФИ 12ха настройка 34гц и 15ха на 31 гц снизу резал на 20 сверху на 60.

Вы так про фазики прикольно говорите. Они живые что ли? У меня фазики забираются туда, куда я их пущу 🙂
У себя сабы режу 50-60 (63 если проц) обычно, фронт валю в диапазоне 80-100, если вторым.

А вообще, Ромарио, правы те, кто получает то, что хочет.. Если челу нравится “буууу”, то это его правда, и переубеждать не стоит. и такой момент, если по первому варианты “саба типо нет”, то это вовсе не значит, что при этом не отыгрываются “звуки, которые есть в музыке”.. Они не выпячиваются просто над остальными.

Последний раз редактировалось Arch; 09.06.2010 в 00:33 .

на сайте автозвук точка ком при обзорах сабвуферов на графиках выделяют диапазон 25-100Hz.
а какой правильный (научный, теоретический) частотный диапазон сабвуфера? ссылка? статья? учебник по физике/акустике?

если такой теории нет, то еще раз повторюсь в попытке выделить этот диапазон логически-
1 есть ли в музыке бас ниже 45Hz? “гуу-буу” этожеть посути искуственно усиленный диапазон ниже 45Hz?
2 где начинаетца позиционирование звука? с >100Hz? соответственно верхняя граница среза?

прошу обменяться своей логикой рассуждений при выборе того или иного частотного диапазона

Последний раз редактировалось Romaryo; 09.06.2010 в 02:42 .

настройки делаются интуитивно, так сказать приобретеный инстинкт, который объясним, но нафик надо-инфы полно.

инфы по инстинктам?
жжёшь чувак!

по приобретенным да))))
Я никогда не смотрю на срезы, тк настраиваю не на глаз, а на слух.

Чувак не жжет, чувак правду говорит. настраивается ушами все..спорить не буду, но точнее инструмента для оценки Звука как Музыки еще не придумали. можно все прощупать осцилографами, вытянуть идеальную ачх – а звук говнище получится. журнал АЗ стал последней субстанцией? забавно.. при том этот же журнал загоняет коксы в короба и заявляет, что они в салоне до 50, к примеру, доиграют..не кажется странным? читать журналы тоже уметь надо..

если верить “учебникам”, то бас ниже 400 гц не позиционируется. 400 гц где? в чистом поле? или в авто? есть еще такая штука, как передаточная функция салона, как резонансы того же салона.. Об этом в учебниках по акустике написано?

верхняя граница среза и диапазон работы совсем разные вещи..даже порезав саб на 50 гц, он доиграет и до 100, и выше.. тут вопрос стыковки прежде всего.. если диапазон 80-150 порвать, то ничего хорошего не выйдет. порезать мидсаб выше 150 – на выходе хрень будет. Ромарио, сами постройте и настройте, вопросы сами отпадут..

Попробую по-деревенски, ибо я больше практик, чем теоретик, хотя книги умные “курил” не все вкурил, но что-то подчерпнул.
Давай по пунктам как ты спрашивал.
-В идеале ухо слышит и ты воспринимаешь частоты от 20Гц до 20кГц, со старостью диапазон сужается. Потому и ниже 45 ты “слышишь” хотя там идет не слуховое восприятие а больше “ощущаешь телом”
-Буу ты слышишь в двух случаях, или когда “оба в одном флаконе”: Сильно задран уровень саба, относительно остальных излучателей, либо саб не правильно”оформлен” в аккустическом плане(не правильно подобран ящик, порт, срез итд)
-Взрывы , гроза, салют итд должны хоть в машине, хоть дома, хоть на яву звучать так как должны, без всяких Бууу
-Как я писал выше: Если ты готов “кастрировать” свои ощущения, можешь резать на 45гЦ, можешь на 60 итд, но музыка есть и на 30 герцах и на 20ти, без этих частот раскаты грома или удары больших барабанов или орган будут неестественными ты их просто не ощутишь в полной мере, если тебе на это наплевать, тогда тебе реально не нужен диапазон ниже 45гЦ режь его усилителем или ГУ с помощью HPF на сабовом канале.
-Где-то пишут, что ниже 100Гц не пишут многоканальный сигнал, тк реально его не возможно позиционировать в пространстве. Потому и сабы как правило пускают ниже этой частоты.
Что касается бууу-гууу-итд очень многие любят мериться “письками” в громкости(звуковом давлении) у них как правило сабы и настроены так, чтобы это ГУУ-буу было как можно громче, другие наоборот, делают все возможное и невозможное, чтобы этих звуков не было слышно не при каком раскладе.
Извини, очень сумбурно, но у тебя так же написано, я просто прошелся по твоему тексту со своими ответами)))
В моем последнем инстале саб был порезан 25Гц-45Гц (3 порядок)причем мид снизу был порезан на 80гЦ(второй порядок)

Последний раз редактировалось RUSpect; 09.06.2010 в 03:39 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector