Что такое роман-эпопея

Что такое роман-эпопея

Роман-эпопея — что это такое? Примеры

Любой человек, который стремится к самообразованию, слышал о таком понятии, как «эпопея». Что это такое, обязательно должен знать каждый. Ведь уже со школьной скамьи мы знакомимся с такими шедеврами мировой литературы, как «Илиада» и «Война и мир». Однако далеко не все знают об отличительных чертах и особенностях этого жанра.

Что такое эпопея

В литературе это понятие используется для значительного по объему произведения, как стихотворного, так и прозаического, которое затрагивает общенациональную тематику. В период становления словесности подобные литературные труды описывали наиболее важные для тогдашних людей события. Среди главных тем был героические жизнеописания, военные столкновения, мифологические мотивы.

Примеры

В более поздних романах-эпопеях изображается уже не становление общества, а его ужасное положение при помощи комических средств. Среди подобных романов особенно выделяется поэма «Мертвые души» известного на весь мир украинского писателя Н. В. Гоголя.

Роман-эпопея как явление словесности проходил длительное становление, что стало причиной появления множества его разновидностей. Выделяют два типа таких произведений. К первому относятся романы, в которых характеры главных героев развиваются под воздействием событий национально-исторического масштаба. Например, «Война и мир», «После бури», «Тихий Дон». К другому типу можно отнести произведения, в которых эволюция героев происходит во время их участия в важных исторических событиях. Например, «Красное колесо», «Петр Первый».

Характерные черты

Любая разновидность произведений имеет свои отличительные черты, не стал исключением и роман-эпопея. Что это такое, было сказано выше, но чтобы суметь отнести произведение к этому типу, надо обязательно ознакомиться с его особенностями, среди которых — перечисленные ниже.

  • В романе-эпопее изображено национальное прошлое народа.
  • Очень часто подобное произведение основано на национальных преданиях.
  • Обычно время романа отделено от современности.

Такие отличительные черты выделил известный исследователь и литературовед М. М. Бахтин.

Классические эпопеи

К романам, которые стали классическими примерами эпопеи, относятся такие произведения, как «Илиада» и «Одиссея» (эпос Древней Греции), «Рамаяна» и «Махабхарата» (эпос Древней Индии) и «Песнь о Роланде» (Франция).

Роман + эпопея

Что это понятие совмещает в себе элементы и романа, и эпопеи, понятно даже из названия. От романа подобные произведения переняли описания судеб конкретных личностей, от эпопеи – становление героев на фоне национально значимых исторических событий, которые отражаются на судьбе всего народа. Это приводит к тому, что в романе-эпопее зачастую можно встретить не только массовые сцены и описания конкретных исторических событий, но и раскрытие внутреннего мира определенных героев.

«Война и Мир»

Наиболее известным не только в России, но и во всем мире романом-эпопеей является произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор лично написал статью о том, к какому жанру он относит свое творение. Она была опубликована в «Русском архиве» в марте 1868 года.

В своей статье Толстой говорит о том, что свой роман он не считает ни поэмой, ни исторической хроникой. Однако именно в этом произведении можно наблюдать очерчивание эволюции внутреннего мира героев, которое происходит на фоне исторических событий, то есть именно то, что обычно описывает эпопея. Что это именно так, свидетельствует и то, что автор написал историю народа, а не конкретной личности.

Подводя итог, надо отметить, что произведения, о которых говорилось выше, не просто обладают исторической ценностью, в них запечатлелись очень важные моменты развития цивилизаций. Ведь не зря по-прежнему эти произведения изучаются в школах и ВУЗах, о них слышал каждый, поскольку роман-эпопея — очень значимое в развитии всей мировой литературы явление.

Повлияли подобные эпические произведения и на многие другие сферы искусства. Свое отражение жанр также нашел в кинематографе. Например, «Битва за Москву» режиссера Юрия Озерова – самая настоящая эпопея. Фильм описывает наиболее крупные противостояния Великой Отечественной войны. Жанровые особенности киноэпопей: сочетание исторической достоверности, точности с широким художественным обобщением и романтическим пафосом.

Роман-эпопея — 148 книг

Эпопе́я — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

ISBN: 978-5-17-072553-3, 978-5-27134111-3
Год издания: 2011
Издательство: АСТ, Астрель
Серия: Золотой фонд мировой классики
Язык: Русский

В томе представлены всемирно известные древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея».

ISBN: 978-5-389-03080-0
Год издания: 2015
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия: Азбука-классика (pocket-book)
Язык: Русский

Ни одно из многочисленных литературных произведений древности не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитие мировой культуры, как бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Минули века, однако притягательная сила поэм легендарного эпического поэта Древней Греции неумолима. Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей — разума, добра и красоты.
В настоящем издании вниманию читателей предлагается «Илиада» в переводе Н.И.Гнедича, сумевшего передать «простоту, силу и важное спокойствие» языка Гомера.

Ни одно из многочисленных литературных произведений древности не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитие мировой культуры, как бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и…

ISBN: 978-5-389-02644-5
Год издания: 2011
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия: Азбука-классика (pocket-book)
Язык: Русский

Поэма «Одиссея», созданная гением легендарного эпического поэта Древней Греции Гомера, — одно из величайших произведений мировой литературы, творение, насыщенное полнокровной жизнью, яркой фантастикой и поэтическим блеском. Опасные приключения хитроумного и многострадального Одиссея (ему, страстно стремящемуся домой в Итаку, предстоит вступить в единоборство с Посейдоном, побывать в стране жестоких людоедов и на острове волшебницы Кирки, а затем отправиться к порогу царства мертвых), нежные чувства героев и страсти, бушующие на страницах поэмы, легенды и тайны, которыми овеяно прошлое, наконец, сам язык, которым написана поэма Гомера, необычайно образный и яркий, — все это вновь и вновь притягивает к себе внимание все новых читателей, вдохновляет поэтов и художников.

Поэма «Одиссея», созданная гением легендарного эпического поэта Древней Греции Гомера, — одно из величайших произведений мировой литературы, творение, насыщенное полнокровной…

ISBN: 978-5-699-31874-2
Год издания: 2008
Издательство: Эксмо
Серия: Большая книга
Язык: Русский

История войны и мира в разнообразных и неожиданных проявлениях, пронизанная множеством сюжетных линий, — это пронзительный, точный, панорамный и обстоятельный взгляд мудрого художника на вечные проблемы Бытия. «Война и мир» — масштабный, не имеющий равных в мировой литературе роман-эпопея писателя Льва Николаевича Толстого.

История войны и мира в разнообразных и неожиданных проявлениях, пронизанная множеством сюжетных линий, — это пронзительный, точный, панорамный и обстоятельный взгляд мудрого…

ISBN: 978-5-389-06805-6
Год издания: 2015
Издательство: Азбука
Серия: Азбука-классика
Язык: Русский

«Война и мир» Л. Н. Толстого — книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько памятны многие его эпизоды: охота и святки, первый бал Наташи Ростовой, лунная ночь в Отрадном, князь Андрей в сражении при Аустерлице. Сцены «мирной», семейной жизни сменяются картинами, имеющими значение для хода всей мировой истории, но для Толстого они равноценны, связаны в едином потоке времени. Каждый эпизод важен не только для развития сюжета, но и как одно из бесчисленных проявлений жизни, которая насыщена в каждом своем моменте и которую учит любить Толстой.

Читайте также:  Что подарить на день всех влюбленных парню

«Война и мир» Л. Н. Толстого — книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько…

ISBN: 978-5-389-06805-6
Год издания: 2015
Издательство: Азбука
Серия: Азбука-классика
Язык: Русский

«Война и мир» Л. Н. Толстого — книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько памятны многие его эпизоды: охота и святки, первый бал Наташи Ростовой, лунная ночь в Отрадном, князь Андрей в сражении при Аустерлице. Сцены «мирной», семейной жизни сменяются картинами, имеющими значение для хода всей мировой истории, но для Толстого они равноценны, связаны в едином потоке времени. Каждый эпизод важен не только для развития сюжета, но и как одно из бесчисленных проявлений жизни, которая насыщена в каждом своем моменте и которую учит любить Толстой.

«Война и мир» Л. Н. Толстого — книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько…

Год издания: 1985
Издательство: Правда
Язык: Русский

Роман-эпопея «Севастопольская страда» русского советского писателя С.Н.Сергеева-Ценского (1875-1958) посвящен героической обороне города во время Крымской войны 1853-1856 гг.

Год издания: 1988
Издательство: Правда
Язык: Русский

С.Н.Сергеев-Ценский — выдающийся мастер русской советской прозы. Его книги, покоряющие читателя сложным и совершенным мастерством, широтой и глубиной общечеловеческих проблем, открывают картины жизни и борьбы отцов, дедов и прадедов, их героизм в защите родной земли, обличают организаторов и вдохновителей войн как самых страшных преступников против человечества.

С.Н.Сергеев-Ценский — выдающийся мастер русской советской прозы. Его книги, покоряющие читателя сложным и совершенным мастерством, широтой и глубиной общечеловеческих проблем,…

ISBN: 978-5-699-60536-1
Год издания: 2012
Издательство: Эксмо
Язык: Русский

«. Пишу нечто «прощальное», некий роман-хронику сорока лет русской жизни», — писал М. Горький, работая над «Жизнью Клима Самгина», которую поначалу назвал «Историей пустой жизни». Этот роман открыл читателю нового Горького с иной писательской манерой; удивил масштабом охвата политических и социальных событий, мастерским бытописанием, тонким психологизмом. Роман о людях, которые, по слову автора, «выдумали себе жизнь», «выдумали себя» и роман о России, о страшной трагедии, случившейся со страной: «Все наши «ходынки» хочу изобразить, все гекатомбы, принесенные нами в жертву истории за годы с конца 80-х и до 18-го».

«. Пишу нечто «прощальное», некий роман-хронику сорока лет русской жизни», — писал М. Горький, работая над «Жизнью Клима Самгина», которую поначалу назвал «Историей пустой…

ISBN: 978-5-699-31106-4
Год издания: 2008
Издательство: Эксмо
Серия: Большая книга
Язык: Русский

«Тихий Дон» — это грандиозный роман, принесший ее автору — русскому писателю Михаилу Шолохову — мировую известность и звание лауреата Нобелевской премии; это масштабная эпопея, повествующая о трагических событиях в истории России, о человеческих судьбах, искалеченных братоубийственной бойней, о любви, прошедшей все испытания.
Трудно найти в русской литературе произведение, равное «Тихому Дону» по уровню осмысления действительности и свободе повествования.

«Тихий Дон» — это грандиозный роман, принесший ее автору — русскому писателю Михаилу Шолохову — мировую известность и звание лауреата Нобелевской премии; это масштабная эпопея,…

ISBN: 978-5-389-08588-6
Год издания: 2014
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия: Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века
Язык: Русский

Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» — одно из наиболее значительных, масштабных и талантливых произведений русскоязычной литературы, принесшее автору Нобелевскую премию. Действие романа происходит среди важнейших событий в истории России первой половины ХХ века — революции и гражданской войны, поменявших не только древний уклад донского казачества, к которому принадлежит главный герой Григорий Мелехов, но и судьбу и облик всей страны. В этом грандиозном произведении нашлось место чуть ли не для всего самого увлекательного, что может предложить читателю художественная литература: здесь и великие исторические реалии, и любовные интриги, и описания быта давно исчезнувших укладов жизни, многочисленные героические и трагические события, созданные с большой художественной силой и мастерством, тем более поразительным, что Михаилу Шолохову на момент создания первой части романа исполнилось двадцать лет.

Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» — одно из наиболее значительных, масштабных и талантливых произведений русскоязычной литературы, принесшее автору Нобелевскую премию.…

Эпос и его жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Эпос и его жанры «

(готовится к публикации)

Эпос (от греч. epos – слово, повествование) – это обобщенное название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Изначально эпос ориентировался на показ героического и претендовал на объективность, правдивость описания. Повествование велось обычно по прошествии значительного времени после событий.

Эпические произведения не ограничены объемом, количеством описываемых событий и персонажей, используют весь языковых арсенал художественно-выразительных средств, могут широко раскрывать внутренний мир человека. Эпос отличает широта взгляда на жизнь, спокойное ее приятие. Автор в эпическом произведении может выступать в роли свидетеля и толкователя событий. Также автор может смотреть на мир глазами какого-либо персонажа. Одна из самых распространенных форм эпического повествования – рассказ от третьего лица.

К эпическим жанрам обычно относятся:

Эпопея

Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц ( судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широки е в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Известные авторы рассказов: А.Чехов, В.Шукшин, О.Герни.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Известные авторы басен: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Читайте также:  Что делать после лапароскопии

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Известные авторы сказок: А.Пушкин, братья Гримм , Г.Андерсен.

Известные авторы фэнтези: Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Д. К. Роулинг.

Анекдот

Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретны е а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Роман-эпопея — что это такое? Примеры

Любой человек, который стремится к самообразованию, слышал о таком понятии, как «эпопея». Что это такое, обязательно должен знать каждый. Ведь уже со школьной скамьи мы знакомимся с такими шедеврами мировой литературы, как «Илиада» и «Война и мир». Однако далеко не все знают об отличительных чертах и особенностях этого жанра.

Что такое эпопея

В литературе это понятие используется для значительного по объему произведения, как стихотворного, так и прозаического, которое затрагивает общенациональную тематику. В период становления словесности подобные литературные труды описывали наиболее важные для тогдашних людей события. Среди главных тем был героические жизнеописания, военные столкновения, мифологические мотивы.

Примеры

В более поздних романах-эпопеях изображается уже не становление общества, а его ужасное положение при помощи комических средств. Среди подобных романов особенно выделяется поэма «Мертвые души» известного на весь мир украинского писателя Н. В. Гоголя.

Роман-эпопея как явление словесности проходил длительное становление, что стало причиной появления множества его разновидностей. Выделяют два типа таких произведений. К первому относятся романы, в которых характеры главных героев развиваются под воздействием событий национально-исторического масштаба. Например, «Война и мир», «После бури», «Тихий Дон». К другому типу можно отнести произведения, в которых эволюция героев происходит во время их участия в важных исторических событиях. Например, «Красное колесо», «Петр Первый».

Характерные черты

Любая разновидность произведений имеет свои отличительные черты, не стал исключением и роман-эпопея. Что это такое, было сказано выше, но чтобы суметь отнести произведение к этому типу, надо обязательно ознакомиться с его особенностями, среди которых — перечисленные ниже.

  • В романе-эпопее изображено национальное прошлое народа.
  • Очень часто подобное произведение основано на национальных преданиях.
  • Обычно время романа отделено от современности.

Такие отличительные черты выделил известный исследователь и литературовед М. М. Бахтин.

Классические эпопеи

К романам, которые стали классическими примерами эпопеи, относятся такие произведения, как «Илиада» и «Одиссея» (эпос Древней Греции), «Рамаяна» и «Махабхарата» (эпос Древней Индии) и «Песнь о Роланде» (Франция).

Роман + эпопея

Что это понятие совмещает в себе элементы и романа, и эпопеи, понятно даже из названия. От романа подобные произведения переняли описания судеб конкретных личностей, от эпопеи – становление героев на фоне национально значимых исторических событий, которые отражаются на судьбе всего народа. Это приводит к тому, что в романе-эпопее зачастую можно встретить не только массовые сцены и описания конкретных исторических событий, но и раскрытие внутреннего мира определенных героев.

«Война и Мир»

Наиболее известным не только в России, но и во всем мире романом-эпопеей является произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор лично написал статью о том, к какому жанру он относит свое творение. Она была опубликована в «Русском архиве» в марте 1868 года.

В своей статье Толстой говорит о том, что свой роман он не считает ни поэмой, ни исторической хроникой. Однако именно в этом произведении можно наблюдать очерчивание эволюции внутреннего мира героев, которое происходит на фоне исторических событий, то есть именно то, что обычно описывает эпопея. Что это именно так, свидетельствует и то, что автор написал историю народа, а не конкретной личности.

Подводя итог, надо отметить, что произведения, о которых говорилось выше, не просто обладают исторической ценностью, в них запечатлелись очень важные моменты развития цивилизаций. Ведь не зря по-прежнему эти произведения изучаются в школах и ВУЗах, о них слышал каждый, поскольку роман-эпопея — очень значимое в развитии всей мировой литературы явление.

Повлияли подобные эпические произведения и на многие другие сферы искусства. Свое отражение жанр также нашел в кинематографе. Например, «Битва за Москву» режиссера Юрия Озерова – самая настоящая эпопея. Фильм описывает наиболее крупные противостояния Великой Отечественной войны. Жанровые особенности киноэпопей: сочетание исторической достоверности, точности с широким художественным обобщением и романтическим пафосом.

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Мир русского слова

Большой эпос русской литературы в типологически жанровом изучении

Переверзин Владимир Михайлович, канд. филолог. наук, проф., декан филологического факультета Якутского государственного университета, член правления РОПРЯЛ, председатель правления Якутской АПРЯЛ

К какому жанру принадлежат шедевры Толстого и Шолохова? Конечно, к синтетическому жанру романа-эпопеи. Именно таково, по утвердившемуся в отечественном эпосоведении мнению, жанровое определение достигнутого в них художественного синтеза. Но что такое роман-эпопея? Ответа на этот вопрос не найдено.

Ни в толстоведении, ни в шолоховедении нет исследований, в которых раскрывалась бы не столько жанровая двойственность книг Толстого и Шолохова, сколько динамическое взаимодействие «романа» и «эпопеи», в процессе которого возникло бы новое, внутренне единое жанровое образование.

При относительной самостоятельности элементов произведения, художественность требует их цельности, единства, которое, в свою очередь, обеспечивается единым жанрообразующим принципом. Ведь существенной функцией жанра как раз и является организация определенного типа целостности. Поэтому, не может быть и речи о раздельном, механическом соединении в «Войне и мире» и «Тихом Доне» «романа» и «эпопеи».

Чем же можно объяснить парадоксальную ситуацию, когда жанровый анализ объективно работает на результат, прямо противоположный его основной цели, — строить и завершать произведение как целое? Почему, несмотря на многочисленные попытки, исследователям не удается доказать наличие в книгах Толстого и Шолохова «процесса сильного и своеобразного взаимодействия эпического момента и романического начала»?

Существенно, что сам вопрос о синтетических жанрах остается во многом открытым. В самом деле, хотя идея жанровой интеграции как наиболее продуктивного принципа жанростроения в искусстве XX века и образования на его основе собственно синтетических жанров получила весьма широкое распространение, она не нашла еще убедительного теоретико-методологического обоснования.

Теоретическая непроясненность проблемы синтетических жанров, конечно, не может не осложнять изучение жанровой интеграции в большом эпосе. Но сложившийся здесь познавательный кризис нельзя объяснять только влиянием на современное эпосоведение слабых сторон «синтетической» генологической тенденции. Главная причина — в непродуктивности самой концепции романа-эпопеи как жанра, сочетающего в себе и «роман», и «эпопею». Подтверждение тому — статус романа-эпопеи в современном литературоведении. Представления о нем у многих туманны и неопределенны, а нередко вызывают и отказ от самого термина, а значит и жанра. Поэтому необходимо признать, что само существование жанра, в котором «роман» и «эпопея» находились бы в равноправном сочетании и взаимообогащали друг друга, остается не более чем гипотезой, от которой уже пора отказаться.

Ни о каком равноправном сочетании и взаимодействии жанров как типов художественного мышления также не может быть и речи. Если к «Войне и миру» и «Тихому Дону» не стоит подходить как произведениям синтетического жанра «романа-эпопеи», то в каком смысле это определение все же можно сохранить, коль скоро оно уже прочно за ними закрепилось?

Сложившаяся познавательная ситуация дает больше оснований полагать, что проблем здесь пока больше, чем достижений.

Начинать нужно не с определения жанровых границ, наиболее подходящих для освещения большого исторического события и не с противопоставления высших достижений нашей словесности по признаку оформленности события рассказывания, а с поиска универсального жанрообразующего начала, обусловившего возникновение эпопеи в современных формах искусства как целостного, внутренне единого жанрового образования. И здесь без обращения к наследию М. Бахтина не обойтись. Он упоминал о произведениях, «лежащих на границе между романом и новым большим эпосом» . То, что М. Бахтин отнюдь не сводит большую эпическую форму к роману, видно также из его утверждения, согласно которому «большая эпическая форма (большой эпос), в том числе и роман, должна давать целостную картину мира и жизни, отразить весь мир и всю жизнь». Ученый, таким образом, ставит «новый большой эпос» в один ряд с романом — потому, что, как в романе, в нем господствует не традиционно-эпическое, а романное мышление. Можно настаивать на приоритете М. Бахтина в постановке проблемы «нового большого эпоса» как родственного роману, но тем не менее вполне самостоятельного жанрового образования, возникшего в процессе эволюции художественного мышления романного типа.

Читайте также:  Какие документы нужны, чтобы встать на учет по беременности

И в наше время положение М. Бахтина о «новом большом эпосе» не утратило своей актуальности. Более того, оно нуждается в дальнейшем развитии на основе идеи ученого о «романизации» литературы в эпоху господства романа, а также о типологии последнего в связи с проблемой освоения реального исторического времени.

Создание в «Войне и мире » нового большого эпоса стало возможным потому, что Л. Толстой, обратившись к прошлому, решительно отказался от его «эпизации» как художественно-эстетического принципа традиционной эпопеи, от эстетики эпоса как таковой и впервые в истории русской и мировой литературы осуществил то, что, пользуясь определением М. Бахтина, можно назвать романизацией истории. Выстраданная Л. Толстым в сложнейшем диалоге с эпосом, романизация прошлого и принципов его воплощения закономерно вытекала как из его философии и концепции «истории — искусства», так и развития русской литературы XIX века. В этом процессе творение Толстого занимает совершенно особое место именно благодаря романизации истории как фундаментального художественно — эстетического открытия.

Л.Н. Толстой впервые глубоко осознал необходимость подхода к истории как форме человеческого существования. Поэтому он решительно отказался от слова «герой». Мысль о том, что только через человека можно прийти к исторической необходимости и, следовательно, к пониманию того, что есть свобода, прочно укрепилась в сознании писателя и получила дальнейшее развитие в идее, значение которой для романизации истории трудно переоценить. А именно: «Для изучения законов истории мы должны, — настаивает Л.Н. Толстой, — . изучать однородные, бесконечные элементы, которые руководят массами. Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения — дифференциал истории, однородные влечения людей и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постижение законов истории». Таким образом, не свобода воли, отрицающая законы, подчиняющие себе свободу воли индивида, а сам человек есть движущая сила, квинтэссенция и смысл истории, которая, тем самым, имеет свою внутреннюю человеческую личную сторону и свое дифференциальное исчисление. Именно эта мысль позволяет говорить о беспрецедентной по глубине и масштабности романизации прошлого и принципов его художественного воплощения.

Благодаря открытию русского гения человек в литературе наконец — то становится историческим, а история приобретает свою человеческую значимость. Будучи основополагающей предпосылкой возникновения нового большого эпоса, романизация прошлого представляет собой, в то же время и доминантное жанрообразующее начало (определяющее жанровую природу произведения как эпопеи собственно романической).

Но если в толстоведении накоплено уже достаточно наблюдений для концептуального определения открытой Л. Толстым содержательной формы как романической или романной эпопеи, то такой же тезис о «Тихом Доне» нуждается в более тщательном обосновании.

Дело в том, что романное содержание, возникающее на основе глубокого интереса художника к самоценно-личностной проблематике, не получило пока в «Тихом Доне» (в отличие от эпического и трагического начал) должного осмысления — как в аспекте преемственности с русским классическим романом, так и в своем новаторстве.

Недооценка романического начала в «Тихом Доне» явственно проявляется прежде всего в трактовке характера главного героя в типологически жанровом ракурсе. Более правы те, кто настаивает на определении его как эпико-трагического героя.

К счастью, в последние годы в спорах о Григории Мелехове возобладала тенденция целостного анализа его характера в соответствии с авторским замыслом. Главное в герое Шолохова — это «очарование человека», более всего ценимое автором и являющееся доминантой его личности. Личности в самом высоком смысле этого слова, представляющей как бы средоточие правды о родовом человеке, стремящимся утвердить себя в системе ценностей надклассовых, общечеловеческих. Отсюда следует закономерный вывод, к которому шолоховедение вплотную подошло, но пока не сформулировало: лицо, стоящее в центре «Тихого Дона», — это выдающийся романический герой в русской мировой литературе ХХ века, отстаивающий перед судом истории фундаментальное значение личного начала.

Значимость романического замысла, его относительная самостоятельность в структуре эпического целого проявляется, например, в пристальном внимании художника к таким ситуациям в жизни героев, которые открывают возможность обращения к экзистенциальным темам жизни и смерти, добра и зла, чести и бесчестия, а также отношения человека и природы, личности и власти, человека и истории, словом, к коренным вопросам его бытия и основным субстанциональным ценностям.

Однако при всей важности собственно романического содержания в эпосе Шолохова главное здесь в том, что на основе его сочетания с эпическими и трагическими началами в характерах персонажей возникает тот уникальный сплав жанровых качеств, который принципиально отличает героев «Тихого Дона» от действующих лиц всех других романических эпопей ХХ века, определяя тем самым ее жанровую уникальность.

Конечно, тезис о «Тихом Доне» как феномене романического эпоса нуждается в более тщательном обосновании. Романная эпопея, как показывает ее история, и прежде всего опыт Толстого, представляет собой такую содержательную форму, возникновение которой сопряжено с качественным обновлением романического мышления. На его основе М. Шолохов, опираясь прежде всего на уроки автора «Войны и мира», нашел свой собственный путь, свою форму, свои творческие принципы и приемы создания уникальной романической эпопеи. Выявить, проанализировать, систематизировать и объяснить их — актуальная задача современного шолоховедения и эпосоведения в целом. Ее решение позволит углубить наше понимание типологически жанровой природы достигнутого М. Шолоховым художественного синтеза и соотнести найденные им принципы жанропостроения как с толстовскими, так и с эпосом второй половины ХХ века.

Таким образом, речь идет о концепции, последовательная реализация которой открывает возможности для осмысления внутренних закономерностей большого эпоса, в большей степени отвечает давно назревшей потребности писать историю литературы как историческое движение ее содержательных форм в категориях самого творческого процесса. Но главное, чем продиктована необходимость всестороннего и глубокого исследования проблемы романизации большой эпической формы, заключается в том, что она представляет собой объективную закономерность ее жанрового развития.

В неравном споре с теми, кто решил принести «напрасный дар» в жертву отвлеченным идеям и мифологизации жизни, в жестокой борьбе со всеми формами стадной идеологии лучшие представители русской литературы в форме романного эпоса утверждали: личность не топливо для истории, она не средство, а цель исторического развития; не за счет и не вопреки личности, а только во имя и через нее возможен исторический рост народа, нации, человечества. Таким образом, и в трагическом ХХ веке русский романный эпос был ареной борьбы за человека, за общечеловеческие ценности и моральные абсолюты, и именно художественный образ нес в России самую глубокую и верную мысль, самое глубокое понимание жизни, как это было в веке Х1Х.

В итоге «новый большой эпос» создал такое художественно-философское поле, которое глубоко раскрывает сложность и противоречивость индивидуального, национального и общечеловеческого бытия, сделало наглядным нерасторжимую связь прошлого и настоящего, представило историческое время » густым и материализованным, а пространство человечески осмысленным и интенсивным».

В целом открытый Л.Н. Толстым и по-своему развитый русскими эпиками ХХ века путь к созданию «нового большого эпоса» способствовал «преодолению чисто эстетического отношения к истории», осмыслению ее как инобытия наших сегодняшних проблем.

Текущий рейтинг:

Film-Krym.ru