- Что такое впр, для чего они нужны и как проводятся в школе
- Кому и зачем нужны ВПР?
- Сегодня ВПР затрагивают огромное количество школьников — это практически все общеобразовательные учреждения России. Принято считать, что ВПР — единые измерители, по которым школа может проверить себя. Но с каждым годом возникает все больше проблем, связанных с процедурой проведения и содержанием работ, в результате все чаще звучит вопрос от директоров школ: зачем вообще нужны ВПР?
- Что такое впр, для чего они нужны и как проводятся в школе
- Что такое ВПР и зачем их проводить?
- В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
- В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
- Из чего состоит Всероссийская проверочная работа
- В чём идея проверочных работ
- По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)
- За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя
- Расписание ВПР-2018
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Что такое ВПР в школе? Всероссийские проверочные работы в начальной школе
- Что такое ВПР в школе
- Зачем нужны ВПР
- Как проводятся ВПР в начальных классах
- По каким предметам проводят ВПР
- ВПР по русскому языку
- ВПР по математике
- ВПР по окружающему миру
- Как подготовить ребенка к ВПР
- Что такое ВПР? статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое впр, для чего они нужны и как проводятся в школе
Кому и зачем нужны ВПР?
Сегодня ВПР затрагивают огромное количество школьников — это практически все общеобразовательные учреждения России. Принято считать, что ВПР — единые измерители, по которым школа может проверить себя. Но с каждым годом возникает все больше проблем, связанных с процедурой проведения и содержанием работ, в результате все чаще звучит вопрос от директоров школ: зачем вообще нужны ВПР?
Среди основных вопросов, которые сегодня задают экспертам в связи с проведением всероссийских проверочных работ: фальсификация результатов — как директору доказать, что ее не было? Уровень заданий по различным предметам не одинаков — почему? Может ли школа отказаться от ВПР? И зачем нужны ВПР ученикам и родителям?
На эти и другие вопросы ответил Сергей Станченко, директор Федерального института оценки качества образования в ходе круглого стола «Кто боится ВПР?», состоявшегося в Москве, в Рособрнадзоре.
Как поступить директору школы, который не фальсифицировал результаты, а его в этом обвиняют?
Представить результаты независимых диагностик. Большинство школ Москвы, например, регулярно проходят такие независимые диагностики. В Москве есть хорошая практика, когда школы заранее, еще перед диагностикой, прогнозируют процент двоек и распределение отметок, которое у них будет на ближайшей работе. В этих школах директора знают уровень подготовки своих детей. Если ВПР не с чем сравнить, то единственный вариант — предложить еще раз провести работу. Если дети напишут так же или чуть-чуть хуже, значит, школу из списка с неоднозначными результатами удаляем.
За что именно увольняют директоров, надо смотреть в каждом конкретном случае. Первый этап — анализ результатов. В любых международных исследованиях качества образования организаторы всегда стараются отслеживать объективность результатов. Это нормально, если организатор мероприятия заботится о его статусе, пользе и эффективности, а также об объективности результатов.
Какие способы? Единственный способ — статистика, аналитика. Массивы данных по результатам ВПР огромные. 7 миллионов участников, в каждой параллели по 1,5 миллиона учеников. За много лет наблюдений ЕГЭ и за несколько лет наблюдений ВПР в регионах уже сложилась картина того, какие школы какие результаты могут показать. На нашем сайте публикуется список школ с признаками необъективных результатов. Туда не попадают школы, про которые заранее известно, что они сильные и вполне могли получить высокие результаты. Эти сведения черпают из двух источников.
Первый — внешние данные, по которым можно вычислить такие школы: блестящие результаты ЕГЭ в течение многих лет, отличный выпуск, хороший педсостав. Второй — отзывы и маркировка региональных органов исполнительной власти. Все списки до публикации направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые их рассматривают, и вычеркивают из списка те школы, которые они сами считают сильными. Все, кто остались в списке — школы, про которые нельзя сказать, что они выдающиеся, это средние школы обычного уровня.
Почему разная сложность заданий? Например, задания ВПР для 4-го класса по «Окружающему миру» на уровне школьной программы этого класса, а по математике большинство заданий — из курса 2-го класса?
По некоторым предметам есть разные результаты. Настолько разные, что сделать единую работу по ним просто невозможно. Мы исходим из распределения материалов в соответствии с проектом ФГОС. Как только ФГОС будет принят, авторы… скорректируют как сами пособия, так и примерные программы, и все остальные методические материалы в соответствии с ФГОС.
В биологии иногда начинаются претензии, вопросы, обращения, связанные с заданием, которое дается в пятом классе: про стебель, листок и что-то такое. Учителя пишут, что по учебникам биологии это программа шестого класса. А на самом деле нужно просто заглянуть в программу начальной школы. Есть задания, которые ничего, кроме материалов начальной школы, для выполнения не требуют.
Аналогичные задания по математике в начальной школе спокойно принимаются как должное и выполняются учениками. Здесь вопрос, насколько сами учителя основной и начальной школы друг с другом общаются и знают программы друг друга. Это тот случай, когда учителям надо собраться и обсудить общие проблемы.
Зачем нужны ВПР в одиннадцатом классе, когда ученики нацелены на подготовку к ЕГЭ?
Есть такая фраза Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя». Одиннадцатый класс — это программа изучения всех школьных предметов, а не подготовка к ЕГЭ по трем предметам.
Как обеспечить честное выполнение работ? Как не допустить утечку заданий в интернет, как уже бывало?
ВПР не является экзаменом высоких ставок. Никаких судьбоносных, главных в жизни решений по результатам ВПР не возникает. Но нужен разумный компромисс между широтой охвата и обеспечением хотя бы элементарной информационной безопасности и абсолютным, с точностью до миллиметра, измерением.
В 2019 году у нас четвертый и пятый классы проходили русский и математику по особой схеме, когда школа получала свой комплект вариантов. В прошедшем году это касалось только началки. В 2020 году мы доведем до готовности банк по всем предметам и всем параллелям, кроме восьмого, который пока идет в информационном режиме. Варианты по часовым зонам. По остальным классам и предметам, включая одиннадцатый, начиная с 2020 года, будут варианты генерации из банка. Каждая школа получает свой комплект. И это уже ближайшая весна.
Это дает школе выигрышные моменты. Например, плавающее расписание. Школа сама будет выбирать время, когда она проводит работу по каждому из предметов в каждой параллели, потому что не будет риска, что комплект заданий почему-то всплывет. Школа получила комплект, сохранила его и имеет все возможности держать его в секрете вплоть до начала самой работы. Это большое достижение.
Может ли школа отказаться от проведения ВПР?
У нас пока нет единого нормативного акта на все годы. Каждый год выходит соответствующий нормативный акт. Давайте дождемся и посмотрим, как он будет устроен в этом году. Пока обсуждаем.
Можно ли не выставлять оценки за проведенные ВПР?
Можно и нужно. Никаких нормативных документов, которые обязывали бы школы ставить отметки или запрещали их ставить, не существует. Школа сама принимает решение, как эти результаты использовать. Когда мы проводили опрос среди школ, то мнения разделились примерно пополам. Часть школ ответили, что нужно, и они это делают. Другая половина написала: нет, не нужно, они этого не делают.
Можно ли заменить все рубежные контрольные ВПР?
Должен быть здравый смысл. Если школа готова это сделать одним из своих этапов аттестации, пожалуйста, это право школы. И это вполне нормальное действие. Чтобы не проводить две разные контрольные, чтобы потом родители не говорили, почему так много контрольных.
Как отвечать родителям на требования, просьбы учителей брать детям репетиторов, чтобы школа успешно сдала ВПР?
Мне кажется, это история не про ВПР, а про нашу реальную жизнь. Раньше это начиналось ближе к ЕГЭ или ОГЭ. У меня нет рецепта, как действовать, как ограничить таких рьяных учителей.
Как школы могут распорядиться результатами ВПР? Какие у них есть ресурсы для того, чтобы скорректировать преподавание тех предметов, по которым результаты оказались низкими?
Сначала получить результаты. Я бы предложил конкретный алгоритм, как школе имеет смысл проверять ВПР. Мы предлагаем делать это примерно так же, как проверяют работы экспертные комиссии ЕГЭ. Нужно собраться всем до начала проверки, разложить несколько работ и коллективно их посмотреть. ВПР отличается тем, что представляет собой полный комплект. Там есть как сами задания, так и критерии оценки. Важно, чтобы эти критерии даже в пределах одной школы работали одинаково. Чтобы два учителя, проверяя одну и ту же работу, оценивали одни и те же ошибки по одним и тем же критериям и не ставили разные баллы.
Дальше мы бы предложили продолжать хотя бы какое-то время оценивать всю пачку работ коллективно. Желательно, чтобы это было анонимно, чтобы фамилии детей ни на кого не воздействовали. Важно, чтобы в процессе оценивания проблемные зоны, которые возникают, обсуждались сразу. Может оказаться, что у одного класса какие-то типовые ошибки есть, а у другого нет. Это и будет самая главная польза. Потому что один учитель фактически помог другому. Дальше они начинают обсуждать, как избежать этих типовых ошибок.
Сколько будет вариантов заданий для ВПР?
Для школы дается четыре варианта на один предмет на один класс.
В восьмых классах в этом году ВПР пройдет в режиме апробации. Чем он отличается от режима, в котором будут сдавать ВПР другие классы?
Если говорить о нормативном документе, то как раз режим апробации всегда предполагал, что проводить ВПР можно по решению школы и региона. Но так как задания для восьмых классов пока что будут генерироваться не из банка данных, есть риск публикации вариантов заранее.
Хорошая новость: планируется устранить проблему по наличию заданий, которые школа пока еще не изучала. Но как быть в этом году?
Когда результаты ВПР вносятся в таблицу, по каждому заданию вы можете поставить либо балл, либо вариант для выбора: «тема не изучалась» или «тема не пройдена».
Оценивание ВПР и оценка за урок в начальной школе совпадают? И как верно поставить оценку за ВПР?
Шкала оценивания ВПР не совпадает с нормами оценивания в начальной школе. Получить отметку «четыре» или «пять» за ВПР достаточно легко. По математике это может быть даже при нескольких нерешенных простых задачах. Сравнение итогов учебной деятельности и итогов ВПР приводит к разрозненности результатов.
Мы слышали эти замечания про математику. Такая была исходная задумка. Мы о ней сразу говорили. В математике четвертого класса очень длинная шкала пятерки. В комментариях к оцениванию написано, что за такие баллы это обычная «пятерка», а за более высокие баллы, максимальные, это может быть две «пятерки». Значит, ребенок справился с более сложными, почти олимпиадными задачами. В начальной школе очень велико давление учительского желания. Надо бы посмотреть, как проводят ВПР. В русском языке подсказать сложнее. В математике, арифметике очень легко. Пройти и сказать: проверь еще раз. Дети сами поймут, что надо проверить.
Как успеть за отведенное время выполнить все задания по ВПР?
Откуда взялось время 60 минут? Уроки длятся от 40 до 45 минут. Спаренные уроки мы можем проводить только у ребят старшей параллели.
В школе есть практика проведения работ на два урока. И даже в старших классах у нас некоторые работы на 90 минут рассчитаны. Здесь мы исходили из того, что это неполные 90. После окончания работы детям можно дать более простую деятельность. Это не перемена, но можно им дать возможность отдохнуть.
ВПР позиционируются как работы, в которых проверяются наиболее значимые аспекты школьной программы. Бывает, что материала очень много. И разработчики не готовы упустить какую-то важную тему. Отсюда и увеличение времени. В 45 минут не уложились, но и работу на два урока предложить не рискнули. Давайте обсуждать, как сделать лучше.
На сайте ФИОКО идет сбор предложений по совершенствованию Всероссийских проверочных работ. Все замечания будут тщательно проанализированы для того, чтобы сделать ВПР еще более качественными и полезными для развития системы образования страны.
Материал подготовлен по итогам круглого стола «Кто боится ВПР?», состоявшегося в Москве в ситуационно-информационном центре Рособранадзора 14 ноября.
Что такое впр, для чего они нужны и как проводятся в школе
Что такое ВПР и зачем их проводить?
В 2015 году российские ученики четвёртых классов впервые написали ВПР (Всероссийскую проверочную работу) по русскому языку и математике, в 2016 к ним прибавилась ВПР по окружающему миру.
Что же такое ВПР?
Чем они отличаются от ЕГЭ и зачем они нужны?
Что такое ВПР?
ВПР применяется для оценки качества школьного образования.
ВПР по своей сути — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы трезво оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС. Узнать, какие регионы и школы дают хорошее образование, а какие — «для галочки».
ВПР принципиально меняет отношение к учебе. Важно понять и усвоить каждую тему с 1 класса. Раньше в школе было только повторение и воспроизведение, теперь система меняется в другую сторону: необходимо собственное рассуждение, размышление, поиск способа действий.
Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Безусловно, они похожи, ведь и то и другое — это проверка знаний школьников. Но всё же они принципиально отличаются. ЕГЭ влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы, на его шансы поступить в то или иное учебное заведение. ВПР не является государственной итоговой аттестацией и на судьбу школьника никак не влияет, все выпускники 4 класса переходят в среднюю школу, независимо от результатов ВПР.
В 2019 году в качестве эксперимента предлагается не фиксировать конкретные дни проведения Всероссийских проверочных работ в 4 классах, а дать возможность школам провести эти работы в удобное для них время в течение недели.
Как пояснял руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов: «Такой подход будет реализован за счет использования технологии формирования вариантов из банков заданий». Индивидуальные комплекты заданий будут формироваться для каждой школы, что исключит возможность злоупотреблений.
В 2019 году участие в ВПР 4, 5 и 6 классов будет являться обязательным, в 7 и 8 классах — добровольным. В 2020 году ВПР станут обязательными и для 7-8 классов.
Какие классы сдают ВПР в 2018-2019 учебном году?
4 класс (обязательные для всех)
Русский язык — 15-19 апреля 2019 года (в любые дни недели)
Математика — 22-26 апреля 2019 года (в любой день недели.
Окружающий мир — 22-26 апреля 2019 года (в любой день недели)
Примечание. Для 4 классов в расписании ВПР на 2019 год в порядке эксперимента предусмотрено, что школа сама выбирает удобную для обучающихся дату и время в течение отведенной недели.
5 класс
История — 16 апреля 2019 года
Биология — 18 апреля 2019 года
Математика — 23 апреля 2019 года
Русский язык — 25 апреля 2019 года
6 класс
География — 9 апреля 2019 года
История — 11 апреля 2019 года
Биология — 16 апреля 2019года
Обществознание — 18 апреля 2019 года.
Русский язык — 23 апреля 2019 года
Математика — 25 апреля 2019года
7 класс (в режиме апробации)
Английский язык — 2 апреля 2019 года
Обществознание — 4 апреля 2019 года
Русский язык — 9 апреля 2019 года
Биология — 11 апреля 2019 года
География — 16 апреля 2019 года
Математика — 18 апреля 2019 года
Физика — 23 апреля 2019 года
История — 25 апреля 2019 года
11 класс
Иностранные языки — 5 марта 2019 года
География — 12 марта 2019 года
История — 13 марта 2019 года
Химия — 14 марта 2019 года
Физика — 19 марта 2019 года
Биология- 21 марта 2019 года
Примечание. Для учащихся 4-х, 5-х и 6-х классов написание ВПР является обязательным, в 7-х и 11-х классах ВПР проводятся по решению школы.
Форма проведения ВПР.
ВПР проводятся в форме контрольных работ. Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне, поэтому используются единые материалы для проверки и единые критерии оценки учебных достижений по всей стране.
Где проводятся ВПР?
Все ВПР проводятся в той же школе, которую посещает ученик.
На что влияют результаты ВПР?
С одной стороны, ВПР ни на что не влияет. Это просто контрольные работы, нужные для оценки уровня подготовки конкретного ученика и устранения имеющихся пробелов в знаниях. Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют. Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника.
С другой стороны, результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика. Конечно, эти результаты могут быть учтены только по желанию ребенка и его родителей. Например, при переходе в другую школу.
Зачем нужны ВПР?
Ежегодное тестирование учеников позволит:
- выявить недостатки учебной программы по разным предметам;
- проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России;
- развить единые образовательные стандарты для всех школ;
- дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к. способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый раз);
- заставить школьников заниматься на протяжении каждого учебного года, а не только в выпускном классе.
Кроме того, результаты проверочных работ нужны:
- школьникам и их родителям, ведь они могут оценить, насколько качественное образование даёт школа, а также выявить пробелы в знаниях;
- педагогам, так как они получат независимую оценку качества своей работы;
- директорам школ. Они в свою очередь тоже могут объективно оценить работу учителей начальных классов;
- департаментам образования, ведь они увидят слабые школы. Для таких школ разрабатываются специальные меры поддержки.
Как подготовить ребенка к ВПР?
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
Какие пособия выбрать для подготовки к ВПР?
Рабочих тетрадей и методических пособий для подготовки к ВПР в 4 классе сейчас выпускают много. В основном это издания, представляющие собой шаблонные задания по Демоверсии с минимумом обучающих моментов. Поэтому рекомендуем познакомиться с комплектами, выпущенными нашим издательством. Их особенность в том, что они направлены на осознанное обобщение и систематизацию усвоенных ребёнком знаний, умений, способов действий.
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
С марта по май школьники 4, 5 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Всё это помимо обычных школьных контрольных и ЕГЭ в 11 классе. Что такое ВПР, зачем они нужны и что о них думают учителя — рассказывает Татьяна Волошко.
Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках.
Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может.
Из чего состоит Всероссийская проверочная работа
Вот, к примеру, демоверсия заданий ВПР для четвероклассников. Школьники пишут проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). В контрольной по математике — 11 заданий, которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.
Во время ВПР ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную даётся 45 минут. За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои. Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.
Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.
В чём идея проверочных работ
Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.
А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.
По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)
Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.
Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.
Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.
За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя
Не только школьники, но и некоторые учителя не всегда довольны всероссийскими проверочными работами. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. На деле, конечно, бывает всякое. А вот преподавателям и руководству школы за результаты ВПР приходится отчитываться. К тому же подготовка (некоторые учителя употребляют слово «натаскивание») к ВПР начинается почти за год и отнимают много часов по предмету.
А ещё ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. В билете могут быть задания по темам, которые по программе проходят только в следующем году. Это объясняется тем, что в контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.
Так как результаты влияют на рейтинг школы, учителя могут помочь детям во время проверочной работы, в отличие от ЕГЭ
Поэтому результаты вряд ли можно назвать объективными. Иногда в школе за ВПР дети получают высокие баллы, а за ЕГЭ или ОГЭ — не очень хорошие.
«С ВПР перемудрили. Кто их вообще придумывает? Создали дополнительную структуру? Разогнать их надо! — рассказывает учитель начальных классов (она попросила не называть её имени) московской школы. — По чтению четвероклассникам дают текст и спрашивают: „Какой это текст?“. Что они хотят услышать в ответе? По типу? По жанру? И таких косяков полно».
С ней соглашается учитель старших классов.
«Как способ заучивать и натаскивать — это хорошие проверки. Если цель школы — заучить наизусть и пользоваться выученным, то ВПР — это просто контрольные, проверяющие как раз это умение. Если цель школы — научить думать и исследовать, то они бессмысленны. Зачем вообще столько проверок в школе, уничтожающих саму возможность думать и искать свои ответы?
Все эти проверочные, ЕГЭшные задания — могут быть частью учебного процесса, но никак не формой экзаменов. Потому что оценки за такие знания проверяют лишь механику — память, умение пользоваться уже выученным. А школа должна учить думать. И, конечно, это стресс. Вместо свободы в программах и проверки на входе и выходе — постоянные проверки всего года. Как будто это не школа, а проверка удоя коров».
Александр Закуренко, учитель русского языка
В Москве, например, некоторым школам удаётся полностью отказаться от участия в ВПР. Вместо этого они проводят диагностику Московского центра качества образования. В общем, альтернатива всё-таки есть. А пока учителя только надеются, что со временем ВПР действительно станут индикатором качества знаний, а не очередным стрессом для школы.
Расписание ВПР-2018
4 класс
- русский язык — 17 апреля (диктант) и 19 апреля (тестовая часть);
- математика — 24 апреля;
- окружающий мир — 26 апреля.
5 класс
- русский язык — 17 апреля;
- математика — 19 апреля;
- история — 24 апреля;
- биология — 26 апреля.
6 класс
- математика — 18 апреля;
- биология — 20 апреля;
- русский язык — 25 апреля;
- география — 27 апреля;
- обществознание — 11 мая;
- история — 11 мая.
10 класс
- биология — 18 апреля;
- химия — 18 апреля.
У десятиклассников сдают на выбор — или химию, или биологию.
11 класс
- иностранные языки — 20 марта;
- история — 21 марта;
- география — 3 апреля;
- химия — 5 апреля;
- физика — 10 апреля;
- биология — 12 апреля.
Иллюстрации: Shutterstock (Elena Barenbaum, Anna Pavlyuk)
Что такое ВПР в школе? Всероссийские проверочные работы в начальной школе
В недалеком прошлом каждый современный родитель учился в школе, писал контрольные работы и сдавал экзамены. Время идет, и в системе образования появляются новшества. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР – звонкие аббревиатуры, которые сегодняшние школьники слышат каждый день. Если ваш ребенок учится в начальных классах, то вам обязательно предстоит узнать, что такое ВПР в школе, с этого начнутся государственные испытания уже в четвертом классе. ОГЭ сдают ученики девятых классов, а по окончании среднего образовательного учреждения всех ожидает ЕГЭ. Но обо всем по порядку, разберемся, что ожидает выпускников начальной школы.
Что такое ВПР в школе
Российские школьники впервые написали ВПР по русскому языку в 2015 году, а в последующие годы добавились контрольные по математике и окружающему миру. Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы по разным предметам. ВПР ввели для систематизированной оценки уровня школьного образования по всей стране. Данные работы разработаны с учетом требований ФГОС и оценивают не только учеников, но и качество обучения разных школ.
Если сравнивать ВПР с ЕГЭ, то можно увидеть и общие черты, и разницу. Оба вида испытаний оценивают уровень знаний ученика, но ВПР не является государственной итоговой аттестацией, и все ученики переходят в следующий класс независимо от итогов.
Школьники пишут ВПР впервые в конце четвертого класса, а затем каждый учебный год до окончания школы. И это является хорошей репетицией перед сдачей единого государственного экзамена в конце обучения.
Зачем нужны ВПР
Что такое ВПР в школе, мы разобрались. Второй вопрос, на который стоит ответить: «Для чего и кому это нужно?»
Конечно, результаты проверочных работ являются показательными для учеников и их родителей. Они определяют уровень подготовки ребенка и качество предоставляемых образовательных услуг конкретной школы.
Результаты важны педагогам для оценки качества своей работы и сравнения с показателями всей страны. Анализ результатов ВПР в школе дает возможность оценивать и корректировать методы обучения и преподнесения информации.
Сложно придумать более объективный метод оценки учителей со стороны администрации образовательных учреждений. ВПР дают возможность сделать это непредвзято.
Кроме того, «слабые» школы поступают на особый контроль департаментов образования муниципального, регионального и федерального уровней, для них разрабатываются меры поддержки.
Таким образом, ВПР дают возможность привести образование по всей стране к единому стандарту и максимально повысить уровень обучения в каждой школе.
Как проводятся ВПР в начальных классах
Для проведения ВПР издается школьный приказ, где регламентируется порядок проведения работы. В этом документе определяются основные параметры процедуры:
- участники организации ВПР;
- ответственные лица и проверяющие;
- определение сроков, сколько должны храниться ВПР в школе, и лиц, ответственных за сохранность;
- порядок проведения и оценивания и другие важные пункты;
Главная обязанность родителей – обеспечить присутствие ребенка на контрольной работе. В рамках проведения ВПР в начальной школе родителей и учеников знакомят с общими требованиями к контрольным работам и с итоговыми результатами.
ВПР для четвертых классов проводятся в одни даты по всей стране. Задания разработаны специалистами федерального уровня и являются идентичными для всех школ.
Критерии оценки работ также являются едиными:
- готовность продолжать обучение;
- готовность использовать знания на практике.
Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных бланках, где вместо фамилии и имени ученика указан четырехзначный код. Данная мера позволяет исключить предвзятое отношение к конкретному ученику со стороны педагога во время проверки. Оценка работ производится по заданным критериям, полученным вместе с заданием.
Перед началом работы проводится инструктаж, затем ученики приступают непосредственно к выполнению контрольной, на что им дается один урок — 45 минут времени. Использование дополнительных материалов (книги, атласы, словари, калькуляторы) во время работы не допускается. Можно пользоваться только черновиками, но записи на них при проверке не учитываются.
Что такое ВПР в школе и для чего их проводят, мы разобрались, теперь поговорим о ВПР по отдельным предметам.
По каким предметам проводят ВПР
По окончании четвертого класса каждый российский школьник должен написать ВПР по трем предметам:
- русский язык;
- математика;
- окружающий мир.
В работах нет номеров ответов, как в тесте, все задания предусматривают самостоятельный ответ. В ВПР включены задания, затрагивающие самые важные темы подготовки детей начальной школы.
ВПР по русскому языку
Контрольная работа по русскому языку в четвертом классе состоит из двух частей, и на нее отводится два урока в разные дни. В первую часть входит диктант и два задания к нему, вторая часть состоит из двенадцати заданий, девять из них по предложенному тексту. Всего в контрольной получается пятнадцать заданий, два из которых повышенной сложности.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 38.
Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:
- от 0 до 13 баллов – 2;
- от 14 до 23 баллов – 3;
- от 24 до 32 баллов – 4;
- от 33 до 38 баллов – 5.
ВПР по математике
Контрольная работа по математике проводится за один урок и предлагает одиннадцать заданий. При выполнении часть заданий требует только ответ, часть подразумевает рисунок, в остальных требуются и решение, и ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 18.
Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:
- от 0 до 5 баллов – 2;
- от 6 до 9 баллов – 3;
- от 10 до 12 баллов – 4;
- от 13 до 18 баллов – 5.
ВПР по окружающему миру
Контрольная работа по окружающему миру, так же как и работа по математике, проводится за один урок и подразумевает десять заданий, три из которых относятся к повышенному уровню. Часть заданий требует выбор правильного изображения, часть – краткий ответ, часть – развернутый ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 31.
Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:
- от 0 до 7 баллов – 2;
- от 8 до 17 баллов – 3;
- от 18 до 25 баллов – 4;
- от 26 до 31 баллов – 5.
Как подготовить ребенка к ВПР
Специальная подготовка к ВПР в школе не требуется. Знаний, которые ребенок получал на протяжении четырех лет обучения, вполне достаточно. Оценка за ВПР не является итоговой за все годы и не играет роли в дальнейшей учебной деятельности ребенка.
Опытные учителя относятся к таким работам оптимистично, не стремятся «натаскать» учеников за месяц до назначенной даты, а планомерно, качественно и интересно обучают предмету, что позволяет достигать хороших результатов. Непрофессионально со стороны учителя создавать ауру высокой важности и нервозности вокруг ВПР, это действует негативно на психику учеников, и результаты могут оказаться ниже реального уровня знаний.
Чтобы ваш ребенок превосходно справился с ВПР по итогам обучения в начальной школе, можно следовать следующим советам опытных преподавателей:
- Для хороших результатов диктанта по русскому языку полезным будет развитие навыка ребенка писать под диктовку разных людей. За четыре года ребенок привыкает к голосу своего преподавателя, его интонации и тембру.
- Для подготовки к ВПР можно использовать банк заданий, который размещен на образовательных ресурсах, и дополнительно заниматься дома.
- Необходимо повышать уровень общей эрудиции ребенка, читать книги и энциклопедии.
- Не создавать дополнительный стресс для ребенка вокруг ВПР, быть спокойными, не предъявлять завышенных требований.
- Не пытаться «впихнуть» в голову ребенка все знания за последний месяц, это приведет к перенапряжению.
Всех учеников, начиная с четвертого класса, ждут ежегодные ВПР в школе. Расшифровка этой звучной аббревиатуры не так уж страшна. Как и любая другая контрольная работа, она требует усвоения пройденного материала и умения его применять на практике. Относиться к таким испытаниям нужно спокойно и родителям, и ученикам, и педагогам. Мониторинг уровня знаний учеников и последующие корректирующие мероприятия позволяют поднимать общий уровень образования в стране.
Что такое ВПР?
статья на тему
В статье разъясняется суть ВПР. Основные проверяемые направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_vpr.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ВПР – итоговые контрольные по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы объективно оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС начального общего образования. Узнать, какие регионы и школы дают хорошее образование, а какие — «для галочки».
Многие сравнивают ВПР и единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ). Конечно, они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников, но ВПР — не ЕГЭ.
ЕГЭ прямо влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы. От количества набранных баллов зависит выбор учебного заведения для продолжения обучения и шансы в него поступить. От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю и будут продолжать учиться на общих основаниях.
Зачем нужны ВПР?
Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Результаты интересны и родителям, и нам – педагогам. Мы получаем оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И сможем понять, какие предметы у нас получаются преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным. Все результаты будут размещены в портфолио обучающихся.
Как проводятся ВПР в нашей школе?
Всероссийские проверочные уроки проводятся в одни и те же дни по всей России. Задания одни и те же для всех школ, они были разработаны специалистами федерального уровня. Критерии проверки тоже — одни и те же.
Проверяются наиболее важные аспекты образования:
- Подготовка школьников к продолжению обучения;
- Готовность применять полученные знания на практике.
Каждая проверочная работа рассчитана на один урок. Всего заданий:
- русский язык — 16 (по 8 на каждую часть, то есть — на 2 дня);
- математика— 11 заданий;
- окружающий мир — 10 заданий.
Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Запрещены:
- рабочие тетради;
- учебники;
- словари;
- справочники;
- калькуляторы.
Фактически, на партах будут лишь листочки чистовиков и черновиков, ручки, карандаши, линейки, резинки. То, что дети напишут в черновиках проверяться и оцениваться не будет.
Как мы готовим обучающихся 4-го класса к ВПР?
Обсуждаем с обучающимися пройденный материал, делаем акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставим перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показываем, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
Регулярно проводим короткие демонстрационные работы в течение года. Обсуждаем основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР.
Используем при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
Во время изучения материала обучающиеся принимают активное самостоятельное участие в его изучении – готовят совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучают и проверяют друг друга.
Показываем обучающимся простой пример демонстрационного задания и разбираем подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, обучающимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
Используем ресурсы профессионального сообщества. Знакомимся с опытом коллег, их идеями и разработками, применяем их на практике.
Общаемся с родителями и привлекаем их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждаем с ними вопросы создания комфортной учебной среды для ребенка дома, организации режима сна и питания ребенка.
Для подготовки к ВПР в 4-м классе мы используем материалы сайта vpr.statgrad.org.
Как педагоги 4-х классов поддерживают учеников во время подготовки к ВПР?
— создаём ситуацию эмоционального комфорта;
— ни в коем случае не нагнетаем обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
— создаём ситуацию успеха, применяя поощрение, в этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверена, что ты справишься»;
— обеспечиваем детям ощущение эмоциональной поддержки, «Я уверена, что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится»;
— помогаем детям поверить в себя и свои способности;
— помогаем детям избежать ошибок;
— поддерживаем обучающихся при неудачах;
— подробно рассказываем обучающимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
— прикладываем усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
— учитываем во время подготовки к экзамену индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.
Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат.
Данный материал расширит понимание значения слов «хорошо» и «плохо», поможет развивить умение отличать плохое от хорошего.
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери? Зоопарк».
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям.
— В нашей жизни вокруг нас ходят два существа «Плохо» и «Хорошо».- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».
Основные принципы общения с ребенком.
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В.