Как определить окончание причастия

Содержание
  1. Как определить окончание причастия
  2. Как определить окончание причастия
  3. Упражнения к теме «3.8.3. Правописание причастий»
  4. doktula.ru
  5. Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
  6. Падежные окончания причастий
  7. Практическое задание № 1
  8. Вопрос ставится к причастию от главного слова
  9. Практическое задание № 2
  10. Практическое задание № 3
  11. Практическое задание № 4
  12. Практическое задание № 5
  13. Ответы к практическим заданиям
  14. Глаголы и причастия
  15. doktula.ru
  16. Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
  17. Падежные окончания причастий
  18. Практическое задание № 1
  19. Вопрос ставится к причастию от главного слова
  20. Практическое задание № 2
  21. Практическое задание № 3
  22. Практическое задание № 4
  23. Практическое задание № 5
  24. Ответы к практическим заданиям
  25. Глаголы и причастия
  26. Как определить окончание причастия. Как определить падеж у причастия? К примеры спелёнутый
  27. Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
  28. Падежные окончания причастий
  29. Практическое задание № 1
  30. Вопрос ставится к причастию от главного слова
  31. Практическое задание № 2
  32. Практическое задание № 3
  33. Практическое задание № 4
  34. Практическое задание № 5
  35. Ответы к практическим заданиям
  36. Глаголы и причастия
  37. ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
  38. Изменения:
  39. Алгоритм ответа.
  40. Пример 1.
  41. Пример 2.

Как определить окончание причастия

Как определить окончание причастия

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в бушующее море; в бушующем море; с бушующим морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

Ср.: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.

Обратите внимание! В слове будущий (по происхождению – причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд-, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).

в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

Ср.: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях;

Клеить – клеивший, таять – таявший.

в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;

Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.

гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

Ср.: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

Красить – крашеный пол; косить – кошеный луг, писать – писаный портрет.

в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если есть приставка (кроме не-).

Скосить – скошенный луг, написать – написанный портрет.

Приставка не- на написание н и нн не влияет;

Ср.: некошеный луг – нескошенный клевер; некрашеный пол – непокрашенный пол.

если есть зависимое слово;

Кошенный в прошлую пятницу луг; крашенный в прошлую пятницу пол; писанный масляными красками портрет.

если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

Ср.: решить – решённая задача; бросить – брошенная шахта.

если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

Ср.: баловать – балованный, арестовать – арестованный, корчевать – корчёванный.

Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв-);

в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не-): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный.

Обратите внимание! 1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н; при наличии приставки или зависимого слова – нн.

Ср.: раненый солдат – израненный солдат, раненный в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н, если приставка перед вторым корнем есть, – то пишется нн.

Ср.: морозить – свежемороженая рыба; заморозить – свежезамороженная рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн: без приставки, зависимого слова пишется одна н, с приставкой или зависимыми словами – нн.

Ср.: кованый сундук, подкованная лошадь, кованная на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь кованая; лошадь подкованная. Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованная кузнецом. Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн!

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный, названный пишутся с двумя буквами н.

Ср.: Он был посажёным отцом на моей свадьбе. – Отец, посаженный слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом названым. – Сергей, названный в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н, ср.:

прилагательные, образованные от существительных: серебряный – торжественный;

отглагольные прилагательные и причастия: писаный – напиcанный, раненый – израненный.

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н, можно использовать такое предложение:

В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н;

Ср.: завязанный узел – узел завязан; уложенные волосы – волосы уложены.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных формах.

Ср.: ценная вещь – вещь ценна; зелёные посевы – посевы зелены.

Обратите внимание! Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный – зноен; достойный – достоин; ценная – ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н), если:

    эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

дом построен рабочими; гастроли организованы известной фирмой; ребёнок избалован родителями;

эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):

она намерена поступать в университет; она воспитана в монастыре;

сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.

Ср.: ребёнок испуган – ребёнка испугали; она воспитана в монастыре – её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н, сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о, образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н, сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н: путаный → путаник, путано; варёный → вареник; копчёный → копчёности; мороженый → мороженое; мученый → мученик; учёный → ученик, ученица;

ДВЕ буквы Н: данный → данник; приданный → бесприданница; избранный → избранник, избранница; утопленный → утопленник; священный → священник; деланный → деланно;

б) следует запомнить правописание существительных: труженик, приданое – бесприданница, ставленник.

Упражнения к теме «3.8.3. Правописание причастий»

► Читайте также об ошибках, связанных с использованием причастий и причастных оборотов в речи

► Другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

  • 3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий
  • 3.8.2. Морфологический разбор причастий

► Перейти к оглавлению книги Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография

doktula.ru

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Читайте также:  Как не забеременеть, если попала сперма

Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое — такое же, как и правописания :

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий во множеств. числе

нет дезинфицирующих средств

к дезинфицирующим средствам

увидел дезинфицирующие средства

с дезинфицирующими средствами

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

    В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  • Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  • Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  • В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  • Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  • Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  • Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  • Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  • Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  • Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  • На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  • Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

    Практическое задание № 4

    Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

    1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
    3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
    5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Практическое задание № 5

    Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

    Ответы к практическим заданиям

    1. На пестреющей (какой?) лужайке.
    2. Опавшую (какую?) листву.
    3. О летающем (каком?) мотыльке.
    4. За отнятую (какую?) игрушку.
    5. К сидящей (к какой?) малышке.
    6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
    7. От растревоженного (какого?) улья.
    8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
    9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
    10. Плескавшуюся (какую?) волну.

    Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

    1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
    2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
    3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
    4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
    5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
    6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
    7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
    8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
    9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
    10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
    11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
    12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
    1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
    3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
    5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

    Глаголы и причастия

    Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная — причастия образованы от глаголов:

    • Крыжовник поспел — поспевший крыжовник.
    • Собака лает — лающая собака.
    • Мальчик стоит — стоящий мальчик.
    • Грибы собрали — собранные грибы.
    • Поле засеяли — засеянное поле.
    • Рассказали историю — рассказанная история.
    • Лёд растаял — растаявший лёд.
    • Местность исследовали — исследованная местность.
    • Вещи разбросали — разбросанные вещи.
    • Детей обрадовали — обрадованные дети.
    • Окна осветились — освещённые окна.
    • Океан дремлет — дремлющий океан.
    • Тропинки заросли — заросшие тропинки.
    • Слова написали — написанные слова.
    • Стоят столбы — столбы стоящие.
    • Волны пенятся — пенящиеся волны.

    • Предмет движется — движущийся предмет.
    • Птиц потревожили — потревоженные птицы.
    • Народ борется — борющийся народ.
    • Тростники колышутся — колышущиеся тростники.
    • Канаву вырыли — вырытая канава.

    Но различить их довольно просто — окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

    В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

    doktula.ru

    Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

    Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма

    Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое — такое же, как и правописания :

    • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
    • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

    Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

    Падежные окончания причастий

    окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

    нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

    к чистящему средству, пятновыводящему раствору

    увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

    с чистящим средством, пятновыводящим раствором

    о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

    окончания причастий во множеств. числе

    нет дезинфицирующих средств

    к дезинфицирующим средствам

    увидел дезинфицирующие средства

    с дезинфицирующими средствами

    о дезинфицирующих средствах

    Практическое задание № 1

    Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

    Вопрос ставится к причастию от главного слова

    Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

    Таким образом, получится следующее:

    Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

    Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

    Практическое задание № 2

    1. В написанном учеником сочинении.
    2. Распиленную плотником доску.
    3. По ведущей в парк тропинке.
    4. Посаженных нами цветов.
    5. В проверенной учителем тетради.
    6. На плескавшуюся у берега волну.
    7. В построенном в деревне доме.
    8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
    9. На взлетающий с площадки вертолёт.
    10. За летящим над лесом самолётом.

    Практическое задание № 3

    Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

      В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  • Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  • Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  • В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  • Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  • Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  • Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  • Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
    Читайте также:  Как отозвать заявление по собственному желанию

  • Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  • Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  • На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  • Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

    Практическое задание № 4

    Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

    1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
    3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
    5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Практическое задание № 5

    Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

    Ответы к практическим заданиям

    1. На пестреющей (какой?) лужайке.
    2. Опавшую (какую?) листву.
    3. О летающем (каком?) мотыльке.
    4. За отнятую (какую?) игрушку.
    5. К сидящей (к какой?) малышке.
    6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
    7. От растревоженного (какого?) улья.
    8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
    9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
    10. Плескавшуюся (какую?) волну.

    Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

    1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
    2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
    3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
    4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
    5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
    6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
    7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
    8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
    9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
    10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
    11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
    12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
    1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
    3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
    5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

    Глаголы и причастия

    Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная — причастия образованы от глаголов:

    • Крыжовник поспел — поспевший крыжовник.
    • Собака лает — лающая собака.
    • Мальчик стоит — стоящий мальчик.
    • Грибы собрали — собранные грибы.
    • Поле засеяли — засеянное поле.
    • Рассказали историю — рассказанная история.
    • Лёд растаял — растаявший лёд.
    • Местность исследовали — исследованная местность.
    • Вещи разбросали — разбросанные вещи.
    • Детей обрадовали — обрадованные дети.
    • Окна осветились — освещённые окна.
    • Океан дремлет — дремлющий океан.
    • Тропинки заросли — заросшие тропинки.
    • Слова написали — написанные слова.
    • Стоят столбы — столбы стоящие.
    • Волны пенятся — пенящиеся волны.

    • Предмет движется — движущийся предмет.
    • Птиц потревожили — потревоженные птицы.
    • Народ борется — борющийся народ.
    • Тростники колышутся — колышущиеся тростники.
    • Канаву вырыли — вырытая канава.

    Но различить их довольно просто — окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

    В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

    Как определить окончание причастия. Как определить падеж у причастия? К примеры спелёнутый

    Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

    Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма

    Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое — такое же, как и правописания :

    • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
    • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

    Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

    Падежные окончания причастий

    окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

    нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

    к чистящему средству, пятновыводящему раствору

    увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

    с чистящим средством, пятновыводящим раствором

    о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

    окончания причастий во множеств. числе

    нет дезинфицирующих средств

    к дезинфицирующим средствам

    увидел дезинфицирующие средства

    с дезинфицирующими средствами

    о дезинфицирующих средствах

    Практическое задание № 1

    Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

    Вопрос ставится к причастию от главного слова

    Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

    Таким образом, получится следующее:

    Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

    Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

    Практическое задание № 2

    1. В написанном учеником сочинении.
    2. Распиленную плотником доску.
    3. По ведущей в парк тропинке.
    4. Посаженных нами цветов.
    5. В проверенной учителем тетради.
    6. На плескавшуюся у берега волну.
    7. В построенном в деревне доме.
    8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
    9. На взлетающий с площадки вертолёт.
    10. За летящим над лесом самолётом.

    Практическое задание № 3

    Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

      В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  • Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  • Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  • В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  • Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  • Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  • Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  • Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  • Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  • Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  • На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  • Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

    Практическое задание № 4

    Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

    1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
    3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
    5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Практическое задание № 5

    Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

    Ответы к практическим заданиям

    1. На пестреющей (какой?) лужайке.
    2. Опавшую (какую?) листву.
    3. О летающем (каком?) мотыльке.
    4. За отнятую (какую?) игрушку.
    5. К сидящей (к какой?) малышке.
    6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
    7. От растревоженного (какого?) улья.
    8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
    9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
    10. Плескавшуюся (какую?) волну.

    Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

    1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
    2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
    3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
    4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
    5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
    6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
    7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
    8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
    9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
    10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
    11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
    12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
    1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
    3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
    5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
    Читайте также:  Как поступить на бюджет

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

    Глаголы и причастия

    Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная — причастия образованы от глаголов:

    • Крыжовник поспел — поспевший крыжовник.
    • Собака лает — лающая собака.
    • Мальчик стоит — стоящий мальчик.
    • Грибы собрали — собранные грибы.
    • Поле засеяли — засеянное поле.
    • Рассказали историю — рассказанная история.
    • Лёд растаял — растаявший лёд.
    • Местность исследовали — исследованная местность.
    • Вещи разбросали — разбросанные вещи.
    • Детей обрадовали — обрадованные дети.
    • Окна осветились — освещённые окна.
    • Океан дремлет — дремлющий океан.
    • Тропинки заросли — заросшие тропинки.
    • Слова написали — написанные слова.
    • Стоят столбы — столбы стоящие.
    • Волны пенятся — пенящиеся волны.

    • Предмет движется — движущийся предмет.
    • Птиц потревожили — потревоженные птицы.
    • Народ борется — борющийся народ.
    • Тростники колышутся — колышущиеся тростники.
    • Канаву вырыли — вырытая канава.

    Но различить их довольно просто — окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

    В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

    ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.

    ЕГЭ Русский язык.

    Экспресс-подготовка.

    Задание № 12.

    Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.

    Какие гласные пишутся в суффиксах причастий и окончаниях глаголов? Как определить спряжение глаголов? Что такое спряжение и инфинитив? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

    Задание № 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.

    Мы с вами, ребята, подъехали к одной из сложных станций. Ведь нам предстоит вспомнить, как правильно пишутся суффиксы причастий и окончания глаголов. А именно в словах на данную тему вы часто допускаете ошибки. Так что остановимся, вспомним, чтобы верно выполнять задание № 12. Напомню, что слова с суффиксами -Н- и -НН- даны в другом задании.

    Предлагаю правила по данной теме, представленные в форме таблицы.

    Суффиксы.

    Правила.

    Пояснения и примеры.

    Суффиксы причастий.

    -ом-

    Если причастие образовано от глагола 1 спряжения.

    Пишущий.

    Смеющийся.

    Накладываемый.

    Ведомый.

    -им-

    Если причастие образовано от глагола 2 спряжения.

    Спешащий.

    Строящий.

    Слышимый.

    Запомните: движимый.

    -янн- (я+нн)

    Перед -Н- и -НН- гласные инфинитива -А-,-Я- сохраняются.

    Высмеять-высмеянный.

    Размешать- размешанный.

    Исключения.

    Равнять-уравненный.

    Ровнять- выровненный.

    -енн-

    -НН- стоит любая другая гласная.

    Замесить (тесто)- замешенный.

    Посмотреть-посмотренный.

    Гласная перед -ВШ-

    Пишется та же гласная, что и в инфинитиве.

    Сказать-сказавший.

    Сидеть-сидевший.

    Реять-реявший.

    Пришить-пришивший.

    Различайте значения слов:

    Обессилеть (самому)-обессилевший;

    обессилить (кого-то)-обессиливший.

    Окончания глаголов пишутся по спряжению.

    1 спряжение.

    1 лицо.

    2 лицо.

    3 лицо.

    1 лицо: пишу, пишем

    2 лицо: пишешь, пишете

    3 лицо: пишет, пишут.

    Запомните:

    В повелительном наклонении пишется И в любом спряжении:

    скажите, напишите, приходите.

    2 спряжение

    1 лицо.

    2 лицо.

    3 лицо.

    1 лицо: держу, держим;

    2 лицо: держишь, держите;

    3 лицо: держит, держат.

    Обратите внимание: в 1 лице единственного числа глаголы обоих спряжений имеют в окончаниях -У.-Ю.

    Разноспрягаемые глаголы.

    2. бежишь, бежите;

    3.бежит, бегут.

    3. хочет, хотят.

    Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Есть два спряжения глаголов. Именно от того, к какому спряжению относится глагол, зависят гласные в его окончаниях.

    Как определить спряжение глаголов?

    Помните, что глаголы 1 спряжения имеют 1-ую гласную в окончаниях -Е,-У,-Ю.

    Глаголы 2 спряжения имеют 1-ую гласную в окончаниях -И,-А,-Я.

    Если личные окончания ударные, то такие слова не вызывают сомнения при написании.

    Трудности бывают именно с безударными личными окончаниями. Здесь нужно определить спряжение и по нему писать гласную.

    1-ый шаг.

    Ставим глагол в инфинитив, то есть в неопределённую форму (вопросы что делать? что сделать?)

    2-ой шаг.

    По инфинитиву определяем спряжение глагола.

    3-ий шаг.

    В зависимости от спряжения ставим ту ли иную гласную в личное окончание глагола.

    1 спряжение.

    2 спряжение.

    Все глаголы НЕ на -ИТЬ.

    Все глаголы на -ИТЬ.

    Исключения:

    гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть.

    Все эти глаголы-

    2 спряжение.

    Исключения:

    Это – 1 спряжение.

    Помните: исключениями являются и все другие глаголы, образованные от данных.

    Например: держать, задержать, передержать, выдержать, сдержать и др.

    В 2019 году на ЕГЭ будет изменена формулировка задания № 10 (раньше это было задание № 9).

    Сравним оба варианта и посмотрим, что же нового появится в 2019 году в данном задании.

    Вариант 2019 года.
    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) (травы) колыш..тся, противореч..щий

    2) выгляд..шь, обид..вшийся

    3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый

    4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек) 5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся

    Ответ: ___________________________.

    Изменения:

    • В каждом ряду дано уже не по одному, а по два слова;
    • Необходимо записать номера вариантов рядов, в которых пропущена одна и та же буква (сколько вариантов, не указано, может быть от двух и более). Раньше нужно было выписать слово, вставив пропущенную букву.

    Алгоритм ответа.

    • Вставьте пропущенные буквы в каждом ряду.
    • Помните, в задании № 12 представлены слова по следующим правилам:

    — суффиксы причастий, зависящие от спряжений глаголов, от которых они образованы;

    — гласная перед -Н- и -НН- в причастиях;

    — гласная перед -ВШ- в причастиях;

    — гласная перед -Л- в глаголах.

    • Найдите ряды, в которых пропущена одна и та буква.
    • Запишите номера этих рядов в ответе.

    Разберём два примера задания № 10 по образцу 2019 года.

    Пример 1.

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) стел…щийся, курлыч…щие

    2) муч…мый, гон…шься

    3) бре…тся, обиж…нный

    4) посе…нный, вид…щий

    5) раска…вшийся, неопису…мая

    Пропущена другая буква в следующих словах.

    1) стел ющийся, курлыч ущие (оба слова- от глаголов 1 спр.)

    2) муч имый (от гл. 2 спр.), гон ишься ( 2 спр.. искл.)

    3) бре ется (1 спр., искл.), обиж енный (перед НН пишется Е, если в инфинитиве нет А-Я, обид еть).

    4) посе янный (в инфинитиве есть Я — посеять)., вид ящий (от гл. 2 спр., искл.)

    5) раска явшийся (перед — ВШ- пишется -Я-, если она есть в инфинитиве – раска яться), неопису емая (от гл. 1 спр.-описать)

    Пример 2.

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) руб…щий, стро…тся (дома)

    2) вышл…т, самокле…щиеся

    4) ненавид…вший, объезд…вший

    Пропущена другая буква в следующих словах.

    1) руб ящий (от гл. 2 спр.), стро ятся (дома) ( гл. 2 спр.)

    2) вышл ют (1 спр.), самокле ящиеся (от гл. 2 спр.)

    3)обиж енный (обидеть – в инфинитиве нет А-Я),прогнозиру емый ( от гл. 1 спр.)

    4 ) ненавид евший (перед — ВШ- пишется та же буква, что в инфинитиве – обид еть), объезд ивший (перед — ВШ- пишется та же буква, что в инфинитиве – объезд ить)

    5) леч ащий (от гл. 2 спр.), пыла ют ( 1 спр.)

    Алгоритм выполнения задания № 11.

    Суффиксы причастий и окончания глаголов.

    • Определите часть речи.
    • Если это глагол (что делать? что сделать?), то помните, что буква в окончании пишется по спряжению.
    • Если это причастие (какой? что делающий? что сделавший?), то помните, что буквы -А-,-Я— перед -Н-,-НН-сохраняются, в остальных случаях пишем -Е-(-ЕНН-).
    • В причастии перед -ВШ- пишем ту же букву, что в инфинитиве.

    Если вы забыли, что такое инфинитив, то напомню.

    Инфинитив — это неопределённая форма глагола. Глаголы в такой форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

    • Найдите ряд (или ряды) со словами, в которых пропущены ОДИНАКОВЫЕ буквы ( эти буквы пишутся по тем правилам, о которых шла речь выше).

    Таков алгоритм выполнения задания № 12.

  • Film-Krym.ru