- Как определить окончание причастия
- Как определить окончание причастия
- Упражнения к теме «3.8.3. Правописание причастий»
- doktula.ru
- Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
- Падежные окончания причастий
- Практическое задание № 1
- Вопрос ставится к причастию от главного слова
- Практическое задание № 2
- Практическое задание № 3
- Практическое задание № 4
- Практическое задание № 5
- Ответы к практическим заданиям
- Глаголы и причастия
- doktula.ru
- Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
- Падежные окончания причастий
- Практическое задание № 1
- Вопрос ставится к причастию от главного слова
- Практическое задание № 2
- Практическое задание № 3
- Практическое задание № 4
- Практическое задание № 5
- Ответы к практическим заданиям
- Глаголы и причастия
- Как определить окончание причастия. Как определить падеж у причастия? К примеры спелёнутый
- Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
- Падежные окончания причастий
- Практическое задание № 1
- Вопрос ставится к причастию от главного слова
- Практическое задание № 2
- Практическое задание № 3
- Практическое задание № 4
- Практическое задание № 5
- Ответы к практическим заданиям
- Глаголы и причастия
- ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
- Изменения:
- Алгоритм ответа.
- Пример 1.
- Пример 2.
Как определить окончание причастия
Как определить окончание причастия
Правописание причастий включает несколько типов правил:
1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).
Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.
1. Правописание окончаний причастий:
Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.
Ср.: в бушующее море; в бушующем море; с бушующим морем.
2. Правописание гласных в суффиксах причастий:
а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:
в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;
Ср.: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.
Обратите внимание! В слове будущий (по происхождению – причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд-, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).
в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.
Ср.: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.
б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:
- в действительных причастиях;
Клеить – клеивший, таять – таявший.
в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;
Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.
гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.
Ср.: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.
3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:
а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:
если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;
Красить – крашеный пол; косить – кошеный луг, писать – писаный портрет.
в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).
б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:
- если есть приставка (кроме не-).
Скосить – скошенный луг, написать – написанный портрет.
Приставка не- на написание н и нн не влияет;
Ср.: некошеный луг – нескошенный клевер; некрашеный пол – непокрашенный пол.
если есть зависимое слово;
Кошенный в прошлую пятницу луг; крашенный в прошлую пятницу пол; писанный масляными красками портрет.
если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);
Ср.: решить – решённая задача; бросить – брошенная шахта.
если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.
Ср.: баловать – балованный, арестовать – арестованный, корчевать – корчёванный.
Исключения: кованый, жёваный (-ов- является частью корня: ков-, жёв-);
в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не-): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный.
Обратите внимание! 1) При образовании причастия (отглагольного прилагательного) от двувидового глагола ранить без приставки и зависимого слова по общему правилу пишется одна буква н; при наличии приставки или зависимого слова – нн.
Ср.: раненый солдат – израненный солдат, раненный в руку солдат.
2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н, если приставка перед вторым корнем есть, – то пишется нн.
Ср.: морозить – свежемороженая рыба; заморозить – свежезамороженная рыба.
3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн: без приставки, зависимого слова пишется одна н, с приставкой или зависимыми словами – нн.
Ср.: кованый сундук, подкованная лошадь, кованная на все четыре ноги лошадь.
4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь кованая; лошадь подкованная. Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкованная кузнецом. Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн!
5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный, названный пишутся с двумя буквами н.
Ср.: Он был посажёным отцом на моей свадьбе. – Отец, посаженный слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом названым. – Сергей, названный в честь деда, был горд этим.
6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н, ср.:
прилагательные, образованные от существительных: серебряный – торжественный;
отглагольные прилагательные и причастия: писаный – напиcанный, раненый – израненный.
7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н, можно использовать такое предложение:
В ветреный день на масленицу в уютной гостиной посажёный отец познакомил названого брата со смышлёной девушкой, труженицей, писаной красавицей с большим приданым.
4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:
а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н;
Ср.: завязанный узел – узел завязан; уложенные волосы – волосы уложены.
б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных формах.
Ср.: ценная вещь – вещь ценна; зелёные посевы – посевы зелены.
Обратите внимание! Для того чтобы разграничить краткое причастие и прилагательное, необходимо учитывать следующее:
1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное (н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):
знойный – зноен; достойный – достоин; ценная – ценна.
2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.
а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н), если:
- эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:
дом построен рабочими; гастроли организованы известной фирмой; ребёнок избалован родителями;
эта форма имеет при себе зависимый инфинитив, зависимое обстоятельство (кроме обстоятельства меры и степени):
она намерена поступать в университет; она воспитана в монастыре;
сочетание с причастием можно перефразировать с использованием глагола.
Ср.: ребёнок испуган – ребёнка испугали; она воспитана в монастыре – её воспитали в монастыре;
б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н, сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.
Ср.: дети капризны и избалованны (это их постоянное качество); девушка скромна и воспитанна (это её постоянное качество).
5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о, образованных от причастий и отглагольных прилагательных:
а) в существительных и наречиях на -о, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н, сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:
ОДНА буква Н: путаный → путаник, путано; варёный → вареник; копчёный → копчёности; мороженый → мороженое; мученый → мученик; учёный → ученик, ученица;
ДВЕ буквы Н: данный → данник; приданный → бесприданница; избранный → избранник, избранница; утопленный → утопленник; священный → священник; деланный → деланно;
б) следует запомнить правописание существительных: труженик, приданое – бесприданница, ставленник.
Упражнения к теме «3.8.3. Правописание причастий»
► Читайте также об ошибках, связанных с использованием причастий и причастных оборотов в речи
► Другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:
- 3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий
- 3.8.2. Морфологический разбор причастий
► Перейти к оглавлению книги Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография
doktula.ru
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое — такое же, как и правописания :
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе
нет чистящего средства, пятновыводящего раствора
к чистящему средству, пятновыводящему раствору
увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор
с чистящим средством, пятновыводящим раствором
о чистящем средстве, пятновыводящем растворе
окончания причастий во множеств. числе
нет дезинфицирующих средств
к дезинфицирующим средствам
увидел дезинфицирующие средства
с дезинфицирующими средствами
о дезинфицирующих средствах
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная — причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел — поспевший крыжовник.
- Собака лает — лающая собака.
- Мальчик стоит — стоящий мальчик.
- Грибы собрали — собранные грибы.
- Поле засеяли — засеянное поле.
- Рассказали историю — рассказанная история.
- Лёд растаял — растаявший лёд.
- Местность исследовали — исследованная местность.
- Вещи разбросали — разбросанные вещи.
- Детей обрадовали — обрадованные дети.
- Окна осветились — освещённые окна.
- Океан дремлет — дремлющий океан.
- Тропинки заросли — заросшие тропинки.
- Слова написали — написанные слова.
- Стоят столбы — столбы стоящие.
- Волны пенятся — пенящиеся волны.
- Предмет движется — движущийся предмет.
- Птиц потревожили — потревоженные птицы.
- Народ борется — борющийся народ.
- Тростники колышутся — колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли — вырытая канава.
Но различить их довольно просто — окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В в настоящем и будущем времени лицам и числам:
doktula.ru
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое — такое же, как и правописания :
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе
нет чистящего средства, пятновыводящего раствора
к чистящему средству, пятновыводящему раствору
увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор
с чистящим средством, пятновыводящим раствором
о чистящем средстве, пятновыводящем растворе
окончания причастий во множеств. числе
нет дезинфицирующих средств
к дезинфицирующим средствам
увидел дезинфицирующие средства
с дезинфицирующими средствами
о дезинфицирующих средствах
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная — причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел — поспевший крыжовник.
- Собака лает — лающая собака.
- Мальчик стоит — стоящий мальчик.
- Грибы собрали — собранные грибы.
- Поле засеяли — засеянное поле.
- Рассказали историю — рассказанная история.
- Лёд растаял — растаявший лёд.
- Местность исследовали — исследованная местность.
- Вещи разбросали — разбросанные вещи.
- Детей обрадовали — обрадованные дети.
- Окна осветились — освещённые окна.
- Океан дремлет — дремлющий океан.
- Тропинки заросли — заросшие тропинки.
- Слова написали — написанные слова.
- Стоят столбы — столбы стоящие.
- Волны пенятся — пенящиеся волны.
- Предмет движется — движущийся предмет.
- Птиц потревожили — потревоженные птицы.
- Народ борется — борющийся народ.
- Тростники колышутся — колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли — вырытая канава.
Но различить их довольно просто — окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В в настоящем и будущем времени лицам и числам:
Как определить окончание причастия. Как определить падеж у причастия? К примеры спелёнутый
Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.
Окончание причастий и прилагательных — одна орфограмма
Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое — такое же, как и правописания :
- Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
- Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.
Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?
Падежные окончания причастий
окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе
нет чистящего средства, пятновыводящего раствора
к чистящему средству, пятновыводящему раствору
увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор
с чистящим средством, пятновыводящим раствором
о чистящем средстве, пятновыводящем растворе
окончания причастий во множеств. числе
нет дезинфицирующих средств
к дезинфицирующим средствам
увидел дезинфицирующие средства
с дезинфицирующими средствами
о дезинфицирующих средствах
Практическое задание № 1
Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:
Вопрос ставится к причастию от главного слова
Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.
Таким образом, получится следующее:
Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.
Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.
Практическое задание № 2
- В написанном учеником сочинении.
- Распиленную плотником доску.
- По ведущей в парк тропинке.
- Посаженных нами цветов.
- В проверенной учителем тетради.
- На плескавшуюся у берега волну.
- В построенном в деревне доме.
- На покрашенном зелёной краской палисаднике.
- На взлетающий с площадки вертолёт.
- За летящим над лесом самолётом.
Практическое задание № 3
Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:
- В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
Практическое задание № 4
Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:
- В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
- Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
- При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Практическое задание № 5
Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.
Ответы к практическим заданиям
- На пестреющей (какой?) лужайке.
- Опавшую (какую?) листву.
- О летающем (каком?) мотыльке.
- За отнятую (какую?) игрушку.
- К сидящей (к какой?) малышке.
- Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
- От растревоженного (какого?) улья.
- Народы (какие?), борющиеся за свободу.
- Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
- Плескавшуюся (какую?) волну.
Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?
- В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
- Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
- Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
- В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
- Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
- Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
- Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
- Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
- Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
- Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
- На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
- Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
- В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
- Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
- Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
- Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
- При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.
Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.
Глаголы и причастия
Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная — причастия образованы от глаголов:
- Крыжовник поспел — поспевший крыжовник.
- Собака лает — лающая собака.
- Мальчик стоит — стоящий мальчик.
- Грибы собрали — собранные грибы.
- Поле засеяли — засеянное поле.
- Рассказали историю — рассказанная история.
- Лёд растаял — растаявший лёд.
- Местность исследовали — исследованная местность.
- Вещи разбросали — разбросанные вещи.
- Детей обрадовали — обрадованные дети.
- Окна осветились — освещённые окна.
- Океан дремлет — дремлющий океан.
- Тропинки заросли — заросшие тропинки.
- Слова написали — написанные слова.
- Стоят столбы — столбы стоящие.
- Волны пенятся — пенящиеся волны.
- Предмет движется — движущийся предмет.
- Птиц потревожили — потревоженные птицы.
- Народ борется — борющийся народ.
- Тростники колышутся — колышущиеся тростники.
- Канаву вырыли — вырытая канава.
Но различить их довольно просто — окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.
В в настоящем и будущем времени лицам и числам:
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 12.
Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
Какие гласные пишутся в суффиксах причастий и окончаниях глаголов? Как определить спряжение глаголов? Что такое спряжение и инфинитив? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
Мы с вами, ребята, подъехали к одной из сложных станций. Ведь нам предстоит вспомнить, как правильно пишутся суффиксы причастий и окончания глаголов. А именно в словах на данную тему вы часто допускаете ошибки. Так что остановимся, вспомним, чтобы верно выполнять задание № 12. Напомню, что слова с суффиксами -Н- и -НН- даны в другом задании.
Предлагаю правила по данной теме, представленные в форме таблицы.
Суффиксы.
Правила.
Пояснения и примеры.
Суффиксы причастий.
-ом-
Если причастие образовано от глагола 1 спряжения.
Пишущий.
Смеющийся.
Накладываемый.
Ведомый.
-им-
Если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
Спешащий.
Строящий.
Слышимый.
Запомните: движимый.
-янн- (я+нн)
Перед -Н- и -НН- гласные инфинитива -А-,-Я- сохраняются.
Высмеять-высмеянный.
Размешать- размешанный.
Исключения.
Равнять-уравненный.
Ровнять- выровненный.
-енн-
-НН- стоит любая другая гласная.
Замесить (тесто)- замешенный.
Посмотреть-посмотренный.
Гласная перед -ВШ-
Пишется та же гласная, что и в инфинитиве.
Сказать-сказавший.
Сидеть-сидевший.
Реять-реявший.
Пришить-пришивший.
Различайте значения слов:
Обессилеть (самому)-обессилевший;
обессилить (кого-то)-обессиливший.
Окончания глаголов пишутся по спряжению.
1 спряжение.
1 лицо.
2 лицо.
3 лицо.
1 лицо: пишу, пишем
2 лицо: пишешь, пишете
3 лицо: пишет, пишут.
Запомните:
В повелительном наклонении пишется И в любом спряжении:
скажите, напишите, приходите.
2 спряжение
1 лицо.
2 лицо.
3 лицо.
1 лицо: держу, держим;
2 лицо: держишь, держите;
3 лицо: держит, держат.
Обратите внимание: в 1 лице единственного числа глаголы обоих спряжений имеют в окончаниях -У.-Ю.
Разноспрягаемые глаголы.
2. бежишь, бежите;
3.бежит, бегут.
3. хочет, хотят.
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Есть два спряжения глаголов. Именно от того, к какому спряжению относится глагол, зависят гласные в его окончаниях.
Как определить спряжение глаголов?
Помните, что глаголы 1 спряжения имеют 1-ую гласную в окончаниях -Е,-У,-Ю.
Глаголы 2 спряжения имеют 1-ую гласную в окончаниях -И,-А,-Я.
Если личные окончания ударные, то такие слова не вызывают сомнения при написании.
Трудности бывают именно с безударными личными окончаниями. Здесь нужно определить спряжение и по нему писать гласную.
1-ый шаг.
Ставим глагол в инфинитив, то есть в неопределённую форму (вопросы что делать? что сделать?)
2-ой шаг.
По инфинитиву определяем спряжение глагола.
3-ий шаг.
В зависимости от спряжения ставим ту ли иную гласную в личное окончание глагола.
1 спряжение.
2 спряжение.
Все глаголы НЕ на -ИТЬ.
Все глаголы на -ИТЬ.
Исключения:
гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть.
Все эти глаголы-
2 спряжение.
Исключения:
Это – 1 спряжение.
Помните: исключениями являются и все другие глаголы, образованные от данных.
Например: держать, задержать, передержать, выдержать, сдержать и др.
В 2019 году на ЕГЭ будет изменена формулировка задания № 10 (раньше это было задание № 9).
Сравним оба варианта и посмотрим, что же нового появится в 2019 году в данном задании.
Вариант 2019 года. |
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (травы) колыш..тся, противореч..щий 2) выгляд..шь, обид..вшийся 3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый 4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек) 5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся Ответ: ___________________________. |
Изменения:
- В каждом ряду дано уже не по одному, а по два слова;
- Необходимо записать номера вариантов рядов, в которых пропущена одна и та же буква (сколько вариантов, не указано, может быть от двух и более). Раньше нужно было выписать слово, вставив пропущенную букву.
Алгоритм ответа.
- Вставьте пропущенные буквы в каждом ряду.
- Помните, в задании № 12 представлены слова по следующим правилам:
— суффиксы причастий, зависящие от спряжений глаголов, от которых они образованы;
— гласная перед -Н- и -НН- в причастиях;
— гласная перед -ВШ- в причастиях;
— гласная перед -Л- в глаголах.
- Найдите ряды, в которых пропущена одна и та буква.
- Запишите номера этих рядов в ответе.
Разберём два примера задания № 10 по образцу 2019 года.
Пример 1.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стел…щийся, курлыч…щие
2) муч…мый, гон…шься
3) бре…тся, обиж…нный
4) посе…нный, вид…щий
5) раска…вшийся, неопису…мая
Пропущена другая буква в следующих словах.
1) стел ющийся, курлыч ущие (оба слова- от глаголов 1 спр.)
2) муч имый (от гл. 2 спр.), гон ишься ( 2 спр.. искл.)
3) бре ется (1 спр., искл.), обиж енный (перед НН пишется Е, если в инфинитиве нет А-Я, обид еть).
4) посе янный (в инфинитиве есть Я — посеять)., вид ящий (от гл. 2 спр., искл.)
5) раска явшийся (перед — ВШ- пишется -Я-, если она есть в инфинитиве – раска яться), неопису емая (от гл. 1 спр.-описать)
Пример 2.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) руб…щий, стро…тся (дома)
2) вышл…т, самокле…щиеся
4) ненавид…вший, объезд…вший
Пропущена другая буква в следующих словах.
1) руб ящий (от гл. 2 спр.), стро ятся (дома) ( гл. 2 спр.)
2) вышл ют (1 спр.), самокле ящиеся (от гл. 2 спр.)
3)обиж енный (обидеть – в инфинитиве нет А-Я),прогнозиру емый ( от гл. 1 спр.)
4 ) ненавид евший (перед — ВШ- пишется та же буква, что в инфинитиве – обид еть), объезд ивший (перед — ВШ- пишется та же буква, что в инфинитиве – объезд ить)
5) леч ащий (от гл. 2 спр.), пыла ют ( 1 спр.)
Алгоритм выполнения задания № 11.
Суффиксы причастий и окончания глаголов.
- Определите часть речи.
- Если это глагол (что делать? что сделать?), то помните, что буква в окончании пишется по спряжению.
- Если это причастие (какой? что делающий? что сделавший?), то помните, что буквы -А-,-Я— перед -Н-,-НН-сохраняются, в остальных случаях пишем -Е-(-ЕНН-).
- В причастии перед -ВШ- пишем ту же букву, что в инфинитиве.
Если вы забыли, что такое инфинитив, то напомню.
Инфинитив — это неопределённая форма глагола. Глаголы в такой форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
- Найдите ряд (или ряды) со словами, в которых пропущены ОДИНАКОВЫЕ буквы ( эти буквы пишутся по тем правилам, о которых шла речь выше).
Таков алгоритм выполнения задания № 12.