Как писать характеристику героя - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как писать характеристику героя

Карточки-подсказки “План характеристики литературного героя”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Как описать характер персонажа

1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? “Внешне” подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах – омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще – например, некоторые без ума от готики.
А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
А) Насколько они строги?
Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1 : Как персонаж ответил бы на вопрос “Чего ты не сделал бы ни за что?”
ТЕСТ 2 : Как персонаж относится к выражению “Если нельзя, но очень хочется, то можно”?

4. Честен ли персонаж?
А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую – либо религию/философию?
А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?
Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?
В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни – славы, достатка, любви? Как он хочет жить – тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?
7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
ТЕСТ : Как сам персонаж ответил бы на вопрос “Для чего ты живёшь”?
8. Как персонаж относится к смерти?
А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли “официальное” мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?
Б) Боится ли он умереть?
В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?
9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, “смотреть на мир через розовые очки”?
Б) Если нет, то склонен ли персонаж “срывать розовые очки” с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
А) Склонен ли он к нытью?
Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1 : Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
ТЕСТ 2 : Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?

ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
А) Склонен ли персонаж к показухе, “игре на публику”?
Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?
В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?
2. Общителен ли персонаж?
А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?
Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1 : Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?
ТЕСТ 2 : Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?
А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на “своих” и “чужих”?
А) Насколько строго для персонажа проведена граница между “мы” и “они”?
Б) Как различается его поведение со “своими” и “чужими”?
В) При каких обстоятельствах “чужой” станет для персонажа “своим”? Легко ли это?
Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как “враги”?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:
a. Пол?
b. Возраст?
c. Раса?
d. Внешность?
e. Одежда?
f. Социальный статус?
Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ : Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе (“Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку. “). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?
7. Мстителен ли персонаж?
А) За что персонаж склонен мстить?
Б) Насколько важна для него месть?
В) Если персонаж будет мстить, то по принципу “око за око” или по принципу “воздастся сторицей”?
Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?
Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?
В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать.
1) Душой?
2) Разумом?
3) Свободой?
4) Благосостоянием?
5) Главной силой (Для мага это – возможность колдовать, для священника – божье благословление, для хакера-киберпанка – нейрошунт)?
6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
ТЕСТ : Сравните две ситуации.
Первая : Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая : Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

Читайте также:  Каких врачей нужно пройти для детского сада

9. Насколько свободолюбив персонаж?
А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться (“Кроме Господа я не знал царей. “)?
Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
В) Как он относится к власти закона над собой?
Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
Д) Может ли персонаж смириться с рабством?
Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
К) Есть ли для него понятия “Долга Службы”, “Долга Чести”, etc.?
Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?
10. Насколько властен персонаж?
А) Нравится ли персонажу приказывать другим?
Б) Как он относится к младшим по званию?
В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
Д) Мог бы персонаж стать начальником?
Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?
11. Жесток ли персонаж?
А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?
В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1 : На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа – заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?
ТЕСТ 2 : На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
ТЕСТ 3 : Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
ТЕСТ 4 : Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?

ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?
А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
Б) Насколько он любит себя?
В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
Д) Как персонаж относится к смеху над собой?
Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ : В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит – не друзья, а малознакомые люди?
2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?
3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ : Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что “Мост выдержит только того, кто верит в себя”. Его действия?
4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
ТЕСТ : Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?
5. Насколько персонаж контролирует себя?
А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?
В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
Г) Есть ли у персонажа “любимая мозоль”, что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?
6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
Б) Что ему нравится делать?
В) Чем он не любит заниматься?
Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
Д) Что для персонажа важнее – “Я должен” или “Я хочу”?
Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Как описать внешность / характер персонажа

Персонажи, то есть главные, второстепенные и эпизодические герои — это основа любого прозаического или драматического произведения. На их характерах, их особенностях строится сюжет. Многие известные писатели признавались, что иногда их герои получаются настолько живыми, а характеры настолько самобытными, что авторская задумка уже не может полностью контролировать ход сюжета. Хорошо прописанный герой не может поступить тем или иным образом, потому что это просто не в его характере, не соответствует его убеждениям.

Создание таких героев и есть настоящее писательское мастерство, таким образом проявляется сила художественного таланта — демиург творит мир, населяет его героями и дает правила-заповеди, но те выходят из его воли, подобно библейским Адаму и Еве. Конечно же, умение создавать таких героев — это если не признак огромного таланта или даже гениальности, то уж точно огромного мастерства, ведь чтобы даже просто почувствовать, увидеть что в характере твоего героя, а что нет, нужно уникальное чутье.

Так как же описать характер персонажа, его внешность таким образом, чтобы хотя бы приблизиться к этому идеалу? В этой статье мы дадим несколько важных советов для начинающих, которые помогут приблизиться к этому идеалу ну или, для начала, просто создать интересных и запоминающихся персонажей.

Как описать внешность персонажа?

Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?

Отберите 3-4 особенно важных внешних детали

Это могут быть необычные глаза, шрамы, особенность прически, примечательная деталь в одежде. Больше деталей прописывать не стоит, большее количество характеристик просто не откладывается в человеческом сознании. Чтобы подтвердить эту особенность, достаточно вспомнить героев русской классики. Возьмем Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и Мир». Что мы знаем о его внешности? Что он высокий и полный, этакий человек-шкаф, что носит очки, так как близорук и что одет он в хороший костюм, который на нем плохо сидит.

Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).

Не давайте слишком общих и субъективных характеристик

Героиня прекрасная, как утренний рассвет — это, конечно, хорошо, но для стихов, для лирики. В реальности, которой хоть в чем-то должна соответствовать проза, красота для всякого своя. Поэтому, если хотите наделить героя такой характеристикой, делайте это необычно, возможно даже немного диссонансно. Давайте опять обратимся к роману-эпопее «Война и Мир». Вспомним первую жену Болконского, Лизу. Ее Толстой напрямую называет по-настоящему красивой женщиной и тут же пишет, что верхняя губа у нее коротковата и не прикрывает зубов, поэтому рот всегда приоткрыт, а над губой виднеются усики.

Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.

Уделяйте внимание мимике

Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.

Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого

Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.

Замечательным примером силы такого приема описания — это восприятие других героев заглавным героем произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Будучи человеком низким и бездарным по натуре, он видит других, более цельных и ярких героев, как в кривом зеркале. Сам читатель не сразу понимает, что его обманывает взгляд Клима, что те герои — хороши, как внутренне, так и внешне.

Избегайте клише

Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.

Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.

Как описать характер персонажа?

С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.

Дайте герою основную черту характера

Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.

Читайте также:  Как зарегистрировать бесплатный домен ru

Для примера возьмем высокомерную отчужденность Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Являясь человеком холодным и разочаровавшимся он, тем ни менее, дважды испытывает почти юношескую влюбленность, ясную и чистую. Хватает ли его надолго? Нет. Это противоречит его сути, но он испытывает любовь и удивляется сам себе.

Конфликтообразующий недостаток

— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?

Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее.

У героя должны быть мотивы и цели

Даже если герой совсем обыденный и неяркий, всегда есть основная движущая сила. Возьмем пушкинского «Станционного смотрителя». Какие мотивы и цели у незначительного Самсона Вырина? Но когда дело коснулось благополучия и жизни его любимой дочери, он проявил и силу духа и настойчивость.

Привычка или чудачество сделают героя ближе к читателю

Это может быть фобией, навязчивой идеей, каждодневным ритуалом. Герой подросткового фэнтезийного романа Д.Емца Мефодий каждый день ставил будильник на 4 или 5 утра и вставал, даже не имея планов и цели, даже если планировал лечь спать дальше. Просто чтобы доказать себе, что он сильнее сна, у него есть сила воли.

Универсального средства описания героя, конечно же, не существует. Но, возможно, эти незамысловатые советы помогут вам не запутаться в своих идеях, и натолкнут на важные мысли.

Как описать характер персонажа дать характеристику вашего героя для книги или ролевой

Автор Таня Хохлова в 27.06.2019 . Опубликовано Творчество

Любые персонажи – главные или второстепенные, составляют основу любого произведения. Характер героя, его черты и особенности – то, на чем строится сюжет.

Известные писатели признавались, что порой их персонажи становились настолько оживленными, самобытными, что авторская идея уже не может контролировать ход событий. Как можно описывать характер героя, его привычки, страхи – далее в материале.

Зачем нужно описывать характер

Грамотно описанный характер героя, его привычки, особенности поможет воплотить в книге совершенный живой образ. Если поступки и действия персонажа определяются только одним качеством, то сюжет получится скучным, однообразным.

Если персонаж наделен доминирующим качеством, которое присутствует всегда, но герой действует согласованно с ним и вопреки, это слишком заметно в глазах других лиц. Вероятно, сам герой это осознает и вызывает противоречивые чувства. Все это оживляет персонажа, делая его необычным и ярким.

Описывайте характер, чтобы он логично проистекал из истории героя. Если его близкие погибли, то он не может казаться беззаботным. Любые исключения необходимо обосновывать.

Смена поведения, мыслей, поступков поможет показать, что герой – сложный и интересный человек, но он не перестает от этого быть плохим. Поведенческая теория отражает человеческую сущность, которая часто противоречива – не существует исключительно хороших или злых, сильных или слабых.

Каждый индивидуум может проявить силу в одной ситуации и пасть духом в другой. Выдуманные герои в этом отношении схожи с реальными людьми, но различие имеется – человеческие противоречия не всегда оправдываются, противоречия героев – оправданы всегда.

Иногда не находится никакого логического и морального оправдания героям. Например, зачем серийный убийца хладнокровно убил 200 женщин. Читатель или слушатель должен понимать поведение героя, а все противоречивые действия должны быть обоснованными. Чем больше конфликтуют противоречивые шаги, тем самобытнее герой.

Цели и мотивы персонажа

При описании героев обязательно нужно разработать цели каждого. Важно рассказать, какие задачи ставит перед собой человек в общем разрезе и в частности, выстраивая логическую последовательность его действий при достижении целей.

Если читателю или зрителю становится понятной цель и мотивы героя, то у него появляется эмоциональная оценка. В идеале возникнет сопереживание, сострадание. Нередко пишутся тексты, в которых неясны мотивации, непонятно, что движет героем. Он все время торопится, опаздывает, стреляет или ворует, но ради чего все это делается – остается туманной картиной.

Бессмысленная сюжетная линия, отсутствие цели и мотивов создают неприятное ощущение, что это безвкусная история с неинтересным героем. Главная обязанность автора – показать зрителю цель, которую преследует его персонаж.

Ей может стать борьба за любовь, стремление к славе, путь к мечте, желание стать миллионером, написать книгу или путешествовать по всему миру. Получится правдоподобный образ, о котором захочется узнать больше и дочитать книгу до конца.

Привычки

Если герою добавить некоторые привычки, то они могут более подробно описать его характер. Рассмотрим то, как ест персонаж:

  • медленно – в жизни он стремится все контролировать, наслаждается жизнью в любых ее проявлениях;
  • быстро – герой амбициозен, четко знает свою цель, нетерпелив, всегда открыт к новым встречам, опыту;
  • ковыряются в еде – дотошный человек, дисциплинирован и строг.

Нервные привычки отражают характер человека. Герой может хрустеть пальцами, постоянно чесать затылок, ковырять прыщики на теле. Ученые установили, что люди, грызущие ногти, являются перфекционистами. Кроме того, привычка относится к категории «телесно-ориентированных повторяющихся действий», что свидетельствует о наличии невроза.

Привычки необходимы для оживления образа, придания им правдоподобности. Условно их можно разделить на три вида:

  1. Случайные привычки. Они не отражают личности, возникли случайно. Персонажу в подростковом возрасте понравилось чесать затылок. Он стал это делать регулярно, что постепенно вошло в его привычку. Такие действия оживляют героя, но не делают его глубоким.
  2. Привычки, возникшие из-за психологических проблем. Нервный герой каждые 5 минут щелкает суставами пальцев. Описание привычек поможет читателю максимально прочувствовать образ и задаться вопросом, от чего появились психологические проблемы.
  3. Профессиональные привычки – врач вытирает руки антисептиком, военнослужащий проверяет обстановку каждый раз при входе в помещение. Такое описание формирует уважение зрителя – он видит не пустой манекен, а медика с настоящими привычками и нравом, строгого офицера.

Мечты

Мечты бывают корыстными и светлыми, благородными и безобразными. Грезы персонажа связаны с его чувствами и качествами. Движимые мечтами, герои совершают разные поступки, в том числе безотчетные. Нередко герои грезят о любви, поэтому всячески стремятся ее найти, о богатстве, удачном замужестве. Другие устремлены к нематериальному – славе, известности.

Мечта персонажа – это его внутренние устремления, когда он себя не обманывает. Грезы отражают характер героя. Девушки, мечтающие о любви, читали книги и жили в выдуманном мире. Грезы героини о счастье с мужчиной символизируют ее как мечтательную, глубокую, эмоциональную натуру.

Персонажи, мечтающие о материальном благе, деньгах, становятся более приземленными, корыстными, подлыми. Они часто врут, обманывают, предают других людей, дружат с выгодными для них лицами. Часто путь к осуществлению мечты неправильный, грязный.

Материальная мечта, для воплощения которой герой использует махинации, мошенничество, характеризует персонажа как расчетливого, корыстного человека, идущего по головам ради воплощения своей мечты. Такие люди разрушают жизнь окружающих и вредят собственной душе.

Что не любит персонаж

Герой может не любить проигрывать, оставаться в долгу. Ввиду этого он соперничает с конкурентами. Некоторые персонажи не любят вредные привычки – сигареты, алкоголь, наркотики. Они ведут здоровый образ жизни. Это характеризует человека как волевого, разумного индивидуума, правильно относящегося к своему телу.

Герой не любит, когда его заставляют что-то желать. Это рождает противление, агрессию, раздражительность. Не любит, когда обижают детей и стариков, тогда он становится защитником и настоящим героем.

В разрезе описаний того, что не любит персонаж, можно составить представление о нем и увидеть изюминку характера. Нелюбящий злое, противится ему и борется, нелюбящий мать никогда не полюбит женщину.

Страхи персонажа

Неприязни человека – это то, чего он не выносит и чего боится. Такие особенности можно использовать в качестве небольших штрихов. Некоторые предпочитают на основе страхов построить настоящий триллер.

Страхи бывают разнообразными, герой нервничает, беспокоится, переживает. Основной страх представляет собой глубинный тип. Трудно объяснить, от чего он рождается. Его присутствие можно осознавать или нет, его можно побороть, но так или иначе страх будет определять суть человека.

Если читатель видит страхи героя, то он понимает:

  • его внутреннюю, часто неосознанную цель;
  • видение мира глазами героя;
  • какой он сделает выбор в сложный момент.

Страх как батарейка, создает напряжение. Герой, постоянно живущий в страхе, формирует цель – избавиться от него. Установив психотип, читатель поймет, чего он желает. Останется выяснить, как свое стремление он попытается воплотить во внешние цели.

Один из основных страхов – быть никчемным. Внутренней мотивацией станет стремление выделиться, чего-то достигнуть. Любое действие герой будет рассматривать с позиции «Делает ли это меня особенным в глазах окружающих?», «Повысит ли этот поступок мою ценность для людей?». Представляя это, читатель выстоит логику поведения персонажа.

Страх и порождение цели формируют жизненные ценности героя.

Если он боится, что люди причинят ему вред и боль, он станет оценивать всем по степени опасности и делить круг общения на врагов и друзей. Его цель – управлять другими.

Еще из психотипа формируется много нюансов личности – особенности речи, реакция на стрессовые ситуации, поведение при неудачах.

Что персонаж не признает в себе

Самоощущение бывает разным – иногда персонаж гордится собой, а может стыдиться. Он не признает в себе достаточной красоты или ума.

Самооценка может идти вразлад с убеждениями, поведением, целями. Если у героя низкая самооценка, он может представать веселым и беззаботным.

Герои слишком высокого мнения о себе могут впадать в депрессии. В первую очередь персонаж не признает в себе слабостей, пытается бежать от них.

Пережив в детстве глубокую травму, она не может остаться бесследной. Но персонаж всячески будет заглушать проявление слабости.

Герой не признает себя неправым. Как и в жизни, сложно признаться, что можешь ошибаться.

Что в персонаже может вызывать симпатию у других персонажей

Некоторые способы, которые используются для поднятия расположения одного героя к другому:

  1. Персонаж как жертва. Если игрок в опасности, страдает от боли, то другие лица будут жалеть его, помогать. Самое главное – чтобы герой не превратился в безвольного и вечно ноющего человека.
  2. Сила духа всегда вызывает положительные эмоции, уважение и расположение.
  3. Храбрость – смелый и бесстрашный герой всегда стоит на высокой ступени в сознании людей.
  4. Спаситель – персонажи отнесутся с симпатией к человеку, спасающему других людей.

Что в персонаже может вызвать антипатию у других персонажей

Антипатия представляет собой чувство неприязни, отвращения, негативного отношения. Нередко отрицательные эмоции образуются, когда герой не попадает в рамки мышления общества, отрицает общепринятые ценности, имеет собственные отличные от большинства взгляды.

Читайте также:  Как починить сенсорный экран на телефоне

Также с антипатией можно относиться к вредному, упертому человеку, который преследует цель блюсти закон и наказывать других за его невыполнение. Опасный герой внушает страх, желание держаться от него подальше. Но нередко появляются лица, желающие соперничать с ним. Тогда начинается борьба за лидерство.

Уродство человека, его неполноценность становится поводом для неприязни, насмешек. Так происходит и в реальности. Люди остро реагируют на нервных, эмоционально нестабильных людей.

На появление антипатии влияет эмоциональная связь, особенности личности, материальное положение, речь, умственные способности, интеллект.

Как можно описывать характер в рассказе

Можно воспользоваться внешними приемами зарисовки характера персонажа:

  • портрет – внутренний и психологический;
  • описание особенностей, привычек, традиций героя;
  • его симпатии и антипатии – какие качества он ценит, и какие не приемлет;
  • цели героя, его стремления, мечты;
  • поступки героя – как он ведет себя, реагирует на свои ошибки и промахи окружающих;
  • описание мыслей, чувств;
  • как персонаж относится к окружающим;
  • реакция в сложных ситуациях, быстрота принятия решений;
  • отношение автора к герою.

Список слов-описаний для характера

Характер персонажа, как и реального человека, совмещает в себе массу черт, особенностей. Все понятия соизмеряются по отношению к разным объектам – работе, себе, окружающим людям, детям, животным.

  • Привередливый — кроткий
  • Ворчливый — молчаливый
  • Самокритичный – оправдывающий себя;
  • Исполнительный — необязательный
  • Ответственный – безответственный
  • Альтруистичный – эгоистичный
  • Общительный – замкнутый
  • Великодушный – черствый
  • Искренний – лживый
  • Сострадательный – жестокий
  • Интеллигентный – невоспитанный
  • Аккуратный – неряшливый
  • Экономный – расточительный.

Кроме того, натура в проявлении себя в моральной, познавательной, темпераментной сфере, бывает:

  • гуманный, добрый, отзывчивый, чуткий;
  • азартный, романтичный, страстный, легкомысленный;
  • интеллектуальный, находчивый, любопытный, критичный;
  • категоричный, упрямый, упертый, смелый, целеустремленный.

Некоторые качества сложно отнести к хорошим или отрицательным. Например, застенчивость и стыдливость не всегда относятся к положительным свойствам. Напористый человек может другим показаться наглым или целеустремленным.

Заключение

Характер представляет собой совокупность психических, духовных качеств человека, которые проявляются в его поступках, целях, отношении к себе и окружающим, природе, животным и других жизненных критериях.

Прямой авторской характеристики персонажа будет недостаточно.

Для создания целостного, интересного образа необходимо четко описывать поведение персонажа, показать его внутренний мир, предоставить читателю возможность почувствовать героя.

Характер персонажа

Характер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») персонажа – это набор черт, свойств, качеств, отличающих этого героя от остальных действующих лиц и составляющих ядро его личности.

Характер важнее сюжета?

Именно благодаря особым свойствам характера некоторые персонажи представляют мощный интерес для читателя. Характером наделяются почти все герои литературного произведения за редким исключением, а именно тех случаев, когда персонажи выполняют чисто сюжетные функции, то есть их задачи сведены к тому, чтобы способствовать развитию сюжета. В остальных случаях герои обладают особыми чертами характера, которые проявляются в поступках, действиях, речи, мыслях героя, его позах, мимике, желаниях, принятии решений и т.д.

У писателя интерес к характеру персонажа, его раскрытию, появляется в тот момент, когда в обществе возникает глубинный интерес к личности. Примерно, на заре эпохи Просвещения. Именно это обстоятельство привело к постепенному появлению новых литературных героев, характер которых определяет развитие сюжета. Например, появившийся уже во второй половине 19 века Жорж Дюруа – главный герой «Милого друга» Ги де Мопассана – циничный, безнравственный, корыстный, готовый преступить любой моральный закон, он совершает поступки, определяемые его характером.

Про литературный тип

Литературоведы считают, что характеров всегда меньше, чем героев. Существуют устойчивые характеры, повторяющиеся в произведениях разных эпох.Распределение ролей и характеров персонажей мы встретим в средневековой комедии масок, известной также, как комедиа дель арте, где актеры играли роли в строгом соответствии с имеющимися в наличии театральной труппы масками. Например, Панталоне – старый и скупой венецианский купец; Доктор – старый доктор права, чья ученость чаще всего – обман; Полишинель – глупый слуга, Орацио (Флавио, Люцио, Леллио) – юный влюбленный; Изабелла – юная влюбленная и т.д.

В более поздних произведениях встречаются сложные характеры, путешествующие из произведения в произведение. Например, после выхода байроновского «Паломничества Чайльд-Гарольда» сформировался особый литературный тип, названный байроническим героем– персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье. В русской литературе такой тип героя и характера воплотился в Чацком, Онегине, Печорине, Раскольникове.

Раскрытие характера персонажа

Раскрытие характера персонажа – стало центральной темой многих романов 19 и начала 20 века. Это «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Рудин», «Накануне» Ивана Тургенева, «Обломов» Ивана Гончарова, пьесы Чехова, «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея, «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» Гюстава Флобера, «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзака, уже упомянутый «Милый друг» Ги де Мопассана, «Большие надежды» Чарльза Диккенса и т.д. То есть реализм как литературное направление, в центре которого – идея воссоздание и исследование жизни во всем ее многообразии – сосредоточил особое внимание на личности героя, раскрытии его характера.
А для начинающего автора обнаружение интересного, яркого характера и умение эффектно изобразить его может стать залогом литературного успеха. Ведь именно благодаря незаурядным героям стали популярны «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени».

Литературоведы о «характере персонажа»

М.М.Бахтинв «Эстетике словесного творчества» («Автор и герой в эстетической деятельности») так описывал понятие «характер» в литературном произведении:

«Характером мы называем такую форму взаимодействия героя и автора, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности герой с самого начала дан как целое все воспринимается как момент характеристики героя, несет характерологическую функцию, все сводится и служит ответу на вопрос: кто он” (с. 151). “Построение характера может пойти в двух основных направлениях. Первое мы назовем классическим построением характера, второе — романтическим. Для первого типа построения характера основой является художественная ценность судьбы… В отличие от классического романтический характер самочинен и ценностно инициативен Предполагающая род и традицию ценность судьбы для художественного завершения здесь непригодна Здесь индивидуальность героя раскрывается не как судьба, а как идея или, точнее, как воплощение идеи»

Л. Гинзбургв монографии «О литературном герое» так говорит о характере персонажа и свойствах его личности:
«Повторяющиеся, более или менее устойчивые признаки образуют свойства персонажа. Он предстает как однокачественный или многокачественный, с качествами однонаправленными или разнонаправленными».

Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности».

В статье про литературный персонаж Л. В. Чернецтак говорит о понятии характера (Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004 г):
«Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и т.д. Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей».

Характеры знаменитых литературных персонажей

Для того чтобы продемонстрировать, какими бывают характеры персонажей, мы решили дать характеристику самым знаменитым литературным героям – ведь именно благодаря своим качествам они покоряют читателя, превращая их в собственных фанатов.

Шерлок Холмс – умный, склонный к аналитической деятельности, сверхпредприимчивый, обладающий тягой к познанию, честный и справедливый – он всегда выступает на стороне попранной добродетели, всегда готов прийти на помощь тем, кто оказался в затруднительном положении. Стоит на страже добра. Борется с преступностью во всех ее проявлениях. При этом читателю крайне мало известно о прошлом Холмса, его семье, детстве. Вызывает восхищение своей педантичностью, непредсказуемостью, предприимчивостью, чувством юмора, интеллектом, умением логически мыслить.

Д’Артаньян – вспыльчивый, темпераментный, смелый, отважный, решительный до безрассудства, влюбчивый, ценящий дружбу и готовый ради друзей на подвиг, честолюбивый, щепетильный в вопросах соблюдения собственной чести, очень мнительный. Не гнушается политики двойных стандартов: считает предательство подлостью, но ради королевы готов пуститься в опасную авантюру – почти измену государству. Измену своей любви считает пороком, хотя сам в этом деле не отличается чистоплотностью. Часто в других осуждает то, что охотно прощает себе. Вызывает восхищение своим бесстрашием, безрассудной готовностью на подвиг, желанием бросить вызов опасности и волей к победе.

Скарлетт О’Хара – умная, прагматичная, предприимчивая напористая, готовая идти напролом, упорно двигаться к поставленной цели. Бунтарь, восстающий против моральных норм и устоев патриархального американского юга. Эгоистична и корыстна. Отстаивая свои интересы, готовая противостоять не только обществу, но и самому миропорядку. Обладает удивительной способностью приспосабливаться к сложным жизненным условиям и выживать в них. Верная идеалам. Темпераментная, страстная – в житейский вопросах демонстрирует удивительную ловкость и прозорливость, в то время как в деле любви слепа. Характер Скарлетт очень противоречив: ей присущи лицемерие и честность, алчность и бескорыстие, когда дело касается защиты ее родового гнезда. Вызывает восхищение силой воли, мужеством, готовностью во что бы то ни стало выживать, отстаивать собственные интересы и, превозмогая все невзгоды, двигаться вперед.

Григорий Печорин – сложная, противоречивая личность, стремящийся к личному счастью и не способный его достичь, потому что сам неизменно разрушает все им созданное. Разочарованный и пресыщенный, скучающий и ищущий острых впечатлений юноша. Образованный, эрудированный сноб, аморальный, честолюбивый, эгоистичный. Восхищает бесстрашием и безрассудством, готовностью пуститься в самое опасное приключение, а вместе с тем циничностью и загадочной отстраненностью от мира, которую так любят барышни всех эпох.

Родион Раскольников – эрудированный, талантливый, гордый, мыслящий молодой человек, в котором нет дурных и низких черт характера. Обладает обостренным чувством справедливости, ему свойственно благородство и великодушие. Бескорыстный, готовый жертвовать собой ради другого, подчас чужого человека. Сверхположительный убийца. Ему можно сочувствовать, но сложно сказать, чем он может восхитить психически здорового читателя. Разве что готовностью бороться с подлостью.

Наташа Ростова – искренняя, естественная, обладает открытостью сердца. Наделена нравственной силой и красотой. Умеет сострадать и заботиться о других. Обладает мужеством и силой воли. Идеальная, с точки зрения Толстого, женщина, смысл жизни которой – любовь. Восхищает своей цельностью: непосредственностью, наивностью в начале повествования, силой духа в середине и готовностью выполнять свою «женскую» роль в эпилоге.

Остап Бендер – мошенник, авантюрист (скорее всего, бывший заключенный), предприимчивый и смекалистый. Умный, сообразительный, находчивый. Обаятельный, обладает даром обольщения женщин и расположения к себе окружающих. Отменные актерские способности и дар перевоплощения делают его идеальным авантюристом. Честолюбивый и корыстный. Обладающий живым, подвижным умом, склонным к сложному анализу – великий комбинатор. Искатель личного счастья, которое ассоциируется у героя с эмиграцией в солнечным Рио и белыми летними брюками. Легкий, веселый, с мощной силой воли и энергетическим зарядом, способным обращать в свою веру других персонажей. Восхищает способностью выживать в любых ситуациях, эмоциональной мобильностью, невероятной предприимчивостью и ироничным складом характера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector