Какими членами предложения могут быть имена прилагательные - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какими членами предложения могут быть имена прилагательные

Как определить, чем прилагательное является в предложении

Имя прилагательное придает русскому языку особую выразительность и позволяет предать множество смысловых оттенков. Поэтому и в предложении оно способно исполнять несколько синтаксических функций: быть главным или второстепенным членом, описывать свойства предметов и даже замещать другие части речи.

Роль согласованного определения

В русском языке прилагательное чаще всего выступает определением. В таком случае его роль второстепенная – конкретизирующая или образная, – прилагательное называет свойства, качества, признаки другого члена предложения. Чтобы найти определение, нужно разбить отрывок на словосочетания, найти главное слово и задать вопрос какой? или чей? Если прилагательное принимает морфологические особенности другой части речи (род, число, падеж), значит, оно является согласованным определением. При построении такого согласованного выражения определение занимает первое место, а определяемое слово – второе.

Пример: хмурое небо, тихим шагом, ветхие домишки.

Исключением из этого правила являются устойчивые выражения, собственные имена, термины или поэтические высказывания: Петр Великий, Ландыш Майский, Петропавловск-Камчатский.

На заметку: Согласование прилагательного с другой частью речи возможно только в полной его форме.

Когда прилагательное не согласованно

Несогласованным определением эта часть речи может быть, если она употребляется в степени сравнения. В этом случае определение присоединяется с помощью примыкания, а порядок слов в таком высказывании обратный – сначала имя существительное или слово, его заменяющее, затем простое сравнительное прилагательное.

Пример: мед слаще, портфель тяжелее, девушка постарше, рассказ короче.

Когда прилагательное – сказуемое

В литературной речи прилагательное часто выступает главным членом предложения –именной частью составного сказуемого. В этом случае оно описывает состояние выступающего подлежащим предмета, происходящее с ним действие. В составе сказуемого прилагательное употребляется после подлежащего. Определить, чем является имя прилагательное в предложении, определением или составным сказуемым, можно по наличию связующих глаголов (быть, стать, казаться), от которых задаются вопросы «какой? чей?»:

старушка была (какая?) усталая, щенок будет (каким?) здоровым, ребенок стал (каким?) сильным.

Важно: Глагол-связка может иметь самостоятельное значение: старушка сидела усталая, щенок вырастет здоровым. Отличие составного сказуемого от самостоятельного заключается в том, что в первом случае смысловой акцент стоит на втором слове, а глагол можно заменить на связку «быть» или «являться».

Полная форма прилагательного в составе сказуемого

В сочетании с глагольной частью сказуемого полная форма употребляется исключительно в двух падежах – именительном (отвечает на вопрос: какой?) или творительном (каким?). В тексте составное именное сказуемое с полным прилагательным обычно стоит после подлежащего.

Пример: дождь был теплый; зрелище выглядело неправдоподобным; небо казалось низким.

Краткая форма

Употребление краткой формы в связке с глаголом отличается тем, что сам связующий глагол может быть опущен без потери смысла высказывания, изменится только время:

Ночь была коротка – ночь коротка; наша команда была дружна – наша команда дружна.

Кроме этого, сказуемое с кратким прилагательным может располагаться в предложении и перед подлежащим, и после него:

Морозны и трескучи стояли деньки; хороша была погода.

Виды связующих глаголов в составных сказуемых

Сравнительная степень

Сравнительное прилагательное связывается с глаголом по тем же правилам, что и краткая форма:

Музыка грянула громче; она самая высокая в классе; вода была теплее.

Когда прилагательное переходит в существительное

Иногда эта часть речи может переходить в существительные, меняя при этом некоторые морфологические свойства, и исполнять роль подлежащего. Так происходит, когда значение признака утрачивается, прилагательное становится названием предмета. Такие слова можно встретить и в повседневной, и в литературной речи:

(Кто?) взрослые присматривали за детьми; (кто?) пожарные тушили пламя; (кто?) родные собрались за столом; (что) жаркое готовят на слабом огне.

Возможность нести различные синтаксические функции – отличительная черта прилагательного, его синтаксический признак. Две исполняемые им роли в предложении – это определение (согласованное и несогласованное) и именная часть составного сказуемого. Если же слово, внешне совпадающее с прилагательным, отвечает на вопрос: кто?, что? и является подлежащим, то правильно будет отнести его к другой части речи – имени существительному.

Части речи и члены предложения

Вам, наверно, знакомы вопросы, которые часто задают люди: Кто это? Что это? Что он делает? Какой? Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Сколько? Который по счёту?

Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Части речи: самостоятельные и служебные

Самостоятельные — части речи, которые могут употребляться без слов-помощников.

— имена существительные (отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет)

— имена прилагательные (отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета)

— глаголы (отвечают на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие предмета)

— наречия (отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда?, обозначают признак действия)

— имена числительные (отвечают на вопросы сколько? какой по счёту?, обозначают количество предметов, порядок предметов при счёте)

— местоимения (слова, которые употребляются вместо имени существительного или имени прилагательного)

Служебные — части речи, которые самостоятельно в предложении употребляться не могут; их назначение – быть помощниками.

Потренируемся в определении частей речи

Определим, какие части речи использовал Сергей Есенин.

До земли. С испуга

А в окно снежинки

Тают, и слезинки

Вниз по стёклам льются.

Имена существительные.

Что? вьюга, ели, (земля) земли, (испуг) испуга, ставни, окно, снежинки, (мотыльки) мотыльками, слезинки, (стекло) стёклам

Глаголы.

Что сделала? разгулялась, что сделали? наклонились, заскрипели, что делают? бьются, тают, льются.

Наречие. Куда? вниз.

Предлоги: до, с, в, по.

Союзы: а, и.

Ставни – это створки для прикрытия окна.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились.

Определим части речи.

Звёздочки (что?) — имя сущ., первые (какие?) — имя прил., на – предлог, небо (что?) – имя сущ., засветились (что сделали?) – глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? — звёздочки – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? — засветились – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения – члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Главные члены предложения и второстепенные

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал — основа предложения. Я – подлежащее, повстречал – сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды, второстепенный член относится к сказуемому. Повстречал (кого?) жабу, второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную, второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо — основа предложения. Перо – подлежащее, было – сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое, второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове, второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё, второстепенный член относится к сказуемому.

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко.

Предложения распространённые и нераспространённые

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде. Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул – это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Читайте также:  Как часто можно делать мелирование

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Блеснула (где? над чем?) над лесом, второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами, второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом.

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы, что сделали? – завяли. Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето, что сделало?- миновало. Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень, что сделала? – замела. Это главные члены.

Замела (что?) тропы, тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.

Прилетела – глагол, Весна – имя сущ., на – предлог, лебединых – имя прил., крыльях – имя сущ.

Что мы можем рассказать про предложение:

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер — это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс.Занёс — это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, — предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое, второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое.

Заключение

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения – самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Прилагательное в роли сказуемого. Примеры

Прилагательное может быть ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых при­ла­га­тель­ное в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го.

Грамматическую осно­ву пред­ло­же­ния состав­ля­ют его глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Оно обыч­но выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же:

  • Воробей (что дела­ет?) чири­ка­ет весе­ло.
  • Бабушка (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .
  • Наша кош­ка (како­ва?) игри­ва .

Как видим, ска­зу­е­мое может обо­зна­чать при­знак под­ле­жа­ще­го, кото­рый выра­жа­ет­ся име­нем при­ла­га­тель­ным. При этом в пред­ло­же­нии нет гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, напри­мер:

  • Небо над голо­вой (какое?) без­дон­ное и глу­бо­кое .
  • Маленькие котя­та (како­вы?) шалов­ли­вы и игри­вы .

Обратим вни­ма­ние, что ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным, как пра­ви­ло, нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го, что свой­ствен­но рус­ско­му язы­ку. На пер­вом месте сто­ит под­ле­жа­щее, а за ним упо­треб­ля­ет­ся ска­зу­е­мое, хотя быва­ют слу­чаи непря­мо­го поряд­ка слов.

Сравним пред­ло­же­ния:

В пер­вом слу­чае при­ла­га­тель­ное «глу­бо­кое» нахо­дит­ся перед под­ле­жа­щим, оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та:

озе­ро какое? глу­бо­кое. Это опре­де­ле­ние.

Во вто­ром слу­чае при­ла­га­тель­ное нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го «озе­ро», и от него зада­ет­ся к при­ла­га­тель­но­му вопро­сы:

Это ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным. Оно назы­ва­ет­ся состав­ным имен­ным, так как глав­ным в нем явля­ет­ся имя при­ла­га­тель­ное. При нем могут быть глаголы-связки, утра­тив­шие пол­но­цен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и толь­ко ука­зы­ва­ю­щие на грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки вре­ме­ни, чис­ла, рода, напри­мер:

Сказуемое-прилагательное в разных формах

В роли ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии может высту­пать при­ла­га­тель­ное в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах. Рассмотрим эти слу­чаи. Приведем при­ме­ры из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, когда сказуемое-прилагательное может быть в пол­ной, крат­кой фор­ме или иметь сте­пе­ни срав­не­ния.

Полное прилагательное в роли сказуемого

Прилагательное может быть в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа.

Роса была холод­ная , обиль­ная — насто­я­щая сен­тябрь­ская роса (К. Паустовский)

Река тоже при­ня­ла осо­бен­ный вид. Вода в ней кажет­ся свин­цо­вой (И.С. Тургенев).

Шорох листьев в воз­ду­хе казал­ся мне таким же неправ­до­поб­ным , как рас­ска­зы о том, что вес­ной слыш­но, как про­рас­та­ет тра­ва (К.Паустовский)

Это Лешачий омут. Днём, даже под бью­щим в упор солн­цем, вода тут чёр­ная , без про­све­та … А вода тёп­лая , за ночь не успе­ва­ет осты­нуть (В. Тендряков).

Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого

Прилагательное в крат­кой фор­ме упо­треб­ля­ет­ся как в оди­ноч­ку, так и в паре с глаголом-связкой, не име­ю­щем пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния:

был, будет, являть­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся и пр.

Краткое при­ла­га­тель­ное может нахо­дить­ся перед под­ле­жа­щим в отли­чие от пол­ной фор­мы.

Странный звук неожи­дан­но про­нес­ся по лесу. Он был про­тя­жен , низок и гармонично- печа­лен и, каза­лось, выхо­дил из-под зем­ли (А.Куприн)

Река осо­бен­но хоро­ша по утрам (В. Закруткин)

Обширна и мно­го­об­раз­на родив­шая нас стра­на . Неиссякаемы и пол­но­вод­ны реки , пере­се­ка­ю­щие её про­стран­ства. Обширны , зеле­ны леса , высо­ки горы , бли­ста­ю­щие веч­ны­ми лед­ни­ка­ми (И. Соколов-Микитов)

…я сорвал на память пучок рос­ших у моих ног цве­тов. Каждый цве­ток был похож на насто­я­щий мак, и от них пах­ло вес­ною ( И. Соколов-Микитов)

Хороши так­же лет­ние туман­ные дни , хотя охот­ни­ки их и не любят (И.Тургенев)

Чист и про­зра­чен воз­дух . Далеко слыш­ны зву­ки , и отчет­ли­во раз­но­сят­ся голо­са (И. Соколов-Микитов)

Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого

А ввер­ху без кон­ца и пере­ры­ва тянул лес­ной шум, точ­но смут­ные вздо­хи ста­ро­го бора. Но теперь вздо­хи ста­но­ви­лись всё глуб­же , силь­нее (В. Короленко).

Вода в них (род­ни­ках) все­гда была чище воды рек, озер и дру­гих поверх­ност­ных источ­ни­ков (А. Порядин).

И всё же голод стал силь­нее стра­ха. В мгно­ве­нье ока воро­бей ока­зал­ся на сто­ли­ке, быст­ро, в то же вре­мя огля­ды­ва­ясь, замо­ло­тил клю­ви­ком по зёр­нам (В. Хлиманов).

Урок русского языка в 5 классе на тему: “Имя прилагательное как член предложения”
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе на тему: “Имя прилагательное как член предложения”

Скачать:

ВложениеРазмер
imya_prilagatelnoe_kak_chlen_predlozheniya.rar418.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя прилагательное как член предложения».

  • Дать представление о синтаксической роли имен прилагательных, о различии синтаксической роли прилагательных в полной и краткой форме.
  • Учиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать коммуникативную, лингвистическую компетенции;
  • развивать умение ставить цель, намечать пути её решения, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к русскому языку, развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать ответственность, требовательность к себе;
  • способствовать формированию навыков культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

– презентация «Имя прилагательное как член предложения»

– на карточках задания для групповой и индивидуальной работы.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2.Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Учитель: Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны особые слова. Как вы думаете, слова какой части речи вдохновили поэта на создание этого стихотворения?

Дети: Имена прилагательные.

Слад 2. Имя прилагательное.

3. Повторение пройденного.

Учитель: Что привлекает ваше внимание в этом слове с орфографической точки зрения? Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её.

Дети: Правописание О и А в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.

Правописание приставок ПРЕ-,ПРИ-( пишем и, потому что в значении приближение, присоединение).

Ответы на вопросы:

1.В каком разделе русского языка изучается имя прилагательное?(морфология).

2.Что изучает морфология?( слово как часть речи).

3.Что такое имя прилагательное? ( Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?каков?)

Учитель: С чем неразрывно связано имя прилагательное в речи?

Дети: С именем существительным.

Учитель: Действительно, имя прилагаельное очень плотно дружит в речи с существительными, идут с ним рука об руку. Как правильно пояснить эту связь прил. и сущ.?(согласуются с сущ. в роде, числе и падеже)

Учитель: В каких единицах языка мы можем увидеть тесную дружбу этих частей речи?Где мы это можем пронаблюдать?

Дети: В словосочетаниях.

Учитель: Из словосочетаний что мы строим?

Проверка домашнего задания. Слайд 3.

Учитель: Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

На доске размещены рисунки детей «Весеннее вдохновение».

Какие имена прилагательные вы зашифровали в своих рисунках? Назовём их в составе словосочетаний.

Дома вы должны были составить 10 словосочетаний о весне. Назовите их.

Сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные в речи?

Имя прилагательное неразрывно связано с именем существительным и используется для его уточнения. Они украшают нашу речь, делают ее образной и выразительной.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили о прилагательном как о части речи. Изучали морфологические признаки. Для чего нам это нужно знать?

Кроме этого нужно знть признаки прилагательного. Чтобы уметь правильно употреблять его в своей речи, не допускать граматических ошибок, правильно связывать прилагательное с другими словами в предложении. Сегодня мы углубимся в изучение этой части речи.

Слайд 4. Тема урока: «Имя прилагательное как член предложения».

Какие цели поставим перед собой? Чему мы можем научиться? Что должны вспомнить?

Оформим работу в тетради. Запишите число. Классная работа. Тему урока.

Слайд 5. Сравните два предложения.

Вчера стояла солнечная погода. Погода солнечная.

В первом предожении прилагательное является определением. Оно стоит перед существительным.

Во втором предложении прилагательное выполняет роль сказуемого. Оно стоит после существительного.

Если прилагательные полные, важен порядок слов для определения роли в предложении.

Учитель: А как взаимосвязаны между собой форма прилагательного и его роль в предложении?

Дети: Полные прилагательные могут быть и определением, и сказуемым. Краткие только сказуемыми.

Слайд 6. Схема. Представим в виде схемы синтаксическую роль имени прилагательного.

Чай обладал приятным вкусом. Вкус чая приятен.

1) Записать предложение на доске, разобрать по членам предложения:

Весна. Берёзы распускают свои клейкие листья. Воздух лёгок и чист.

Как мы можем распространить первое маленькое предложение?

Ранняя весна. Весна ранняя.

Какую роль будет выполнять прилагательное:1- определение; 2- сказуемое.

Устно преобразуйте последнее предложение так, чтобы прилагательные стали определениями.

Нужно изменить краткую форму на полную и поставить прилагательное перед существительным.

Легкий и чистый воздух.

2) В это же время – индивидуальное задание на доске:

Ч..десен веч..р в в..сенн..м л..су.

На зол..те неба чётко выделяет..ся тонк..е кружево берёзовых веток.

Разобрать по членам предложения, выборочно объяснить орфограммы.

(Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное – на месте хлопают в ладошки).

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику. Найдите упражнение № 873 страница 118. Прочитайте сначала про себя, приготовьтесь к выразительному чтению. Теперь прочитаем.

1). Какие буквы вставим? Почему?

2). Какими членами предложения будут имена прилагательные?

3). Прочитайте последнее предложение, укажите грамматическую основу, чем выражено сказуемое?

Дополнительно: какая морфема, часть слова отсутствует у прилагательных в последнем предложении?(окончание)

Они сечас представлены в какой форме? ( краткой)

Нужно ли добавлять окончания или можно оставить стихотворение без изменений?

(если не добавить окончания, нарушится ритм стиха, рифма).

По цепочке записываем на доске и определяем роль прилагательных в предложении.

Работа по группам.

Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.

1ряд- Для умелой руки все работы легки.

2ряд- Корень учения горек, да плод сладок.

3 ряд- Сам стар, да душа молода.

Обратите внимание! Пословицы 2 и 3 ряда построены на явлении атонимиии. В пословице 1 ряда изменим слова на антонимичные, противоположные по смыслу. Изменится ли смысл и значение пословицы при этом? Ведь пословица — это краткое, поучительное высказывание.

Работа по карточкам. Взаимопроверка.

Восстановите и обозначьте пропущенные окончания имён прилагательных.

На солнце нельзя было теперь взглянуть, лохмат___ ослепительн ___ потоками оно лилось с вышины. Пo син___ небу плыли облака, словно кучи снега. Весен___ ветерки свежи. Пахло травой и птичь___ гнездами.

Перед домом лопнули больш___ почки на душист ___ тополях, на припёке кричали куры. В саду из разогретой земли лезла трава, весь луг подёрнулся бел___ и жёлт__ звездочками.

Слайд 9. Проверка.

Найдите в тексе предложение, котором прилагательное выполняет роль сказуемого.(№3)

Попробуйте распространить 2 предложение прилагательными. Чем они будут являться в предложении?(определение).

5. Подведение итогов урока.

Составьте паспорт имени прилагательного .

Имя прилагательное – это……………. которая обозначает ……………., отвечает на вопросы………….. Имена прилагательные изменяются………………… . Имена прилагательные согласуются с …………………В предложении прилагательное является чаще всего…………., а может быть и ……………… .Прилагательное делает нашу речь ………………. .

6. Домашнее задание:упр.874.

7. Рефлексия. Слайд 10.

Учитель: Ребята наш урок подошёл к концу. Давайте же выясним, смогли ли мы достичь поставленных целей. Внимательно посмотрите на экран. С помощью речевых моделей выскажите свое мнение о том, что у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать.

Сегодня я узнал(а)…Было интересно…Я выполнял(а)…Я понял(а), что…

Теперь я могу… Я почувствовал(а), что…Я приобрёл(а)…Я научился/научилась…

У меня получилось…Я могу…Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Цели данного урока:Обучающие: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащих.

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме “Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным”.

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме “Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени” .

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека.

Конспект урока русского языка “Имя прилагательное” 4 класс

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Урок русского языка в 4 классе « Роль прилагательных в предложении»

УМК « Школа России ».

Предмет : русский язык.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Технология построения урока : проблемно-диалогическая.

Тема : Роль прилагательных в предложении.

Цель : Ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

1. Формирование предметных умений:

– находить имена прилагательные в предложении;

– различать полную и краткую формы имен прилагательных;

– определять синтаксическую роль имен прилагательных – определение и сказуемое;

– использовать имена прилагательные в речи.

2. Формирование метапредметных умений:

– принимать и осваивать социальную роль ученика;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– отличать верно выполненное задание от неверного;

– совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

– ориентироваться в раздаточном материале;

– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала;

– делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в группе.

– презентация в Power Point;

– карточка «Я знаю, я умею, я могу» (приложение №1);

– части предложения (приложение №2);

– части схемы (приложение №3);

– раздаточный материал (приложение №4);

– части текста, прилагательные-подсказки (приложение №5).

Решение дидактических задач:

1.Подготовка учащихся к работе.

2.Создание условий для включения в деятельность.

– Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. Слайд № 1.

– «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

– Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.

Актуализация опорных знаний.

Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений.

– Ребята, я приехала из приполярного города, где еще лежит снег. Скажите, пожалуйста, какой бывает снег. Слайд № 2 .

– При помощи слов какой части речи вы описали снег?

– Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении является второстепенным членом.

Постановка учебной проблемы.

Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

– Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?». (Приложение №1). Слайд № 3.

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.

– У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

Формулирование проблемы, планирование.

Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое краткие и полные прилагательные, и не все могут определить роль прилагательного в предложении, кроме того, что прилагательное является в предложении второстепенным членом.

– Что вы узнаете сегодня на уроке?

– Что такое краткое и полное прилагательное, каким членом предложения может быть имя прилагательное.

– Какова тема урока?

– Роль прилагательных в предложении. Слайд № 4.

– Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+».

Открытие нового знания.

Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

– Из рассыпанных слов составьте два предложения. (Приложение №2).

Учащиеся составляют предложения:

Красив цветок в лесу!

В лесу расцвел красивый цветок.

– Найдите прилагательные. Докажите.

– Красив, красивый, т.к. отвечают на вопросы каков?, какой? и обозначают признак цветка.

– Что заметили интересного?

– Прилагательные – это разные формы одного и того же слова, т.к. основы одинаковые, а окончания разные. Прилагательное «красив» короче.

– В русском языке существуют две формы прилагательного: полная и краткая.

Учащиеся делают вывод о том, что прилагательное, которое отвечает на вопрос «какой?» – полное, «каков?» – краткое.

Учитель после вывода, сделанного учащимися, открывает схему (приложение №3):

– Определим, каким членом предложения являются наши прилагательные. Какие у вас есть предположения?

– Прилагательные являются второстепенными членами предложения. Это нам известно.

– Выполните разбор предложения: В лесу расцвел красивый цветок.

Учащиеся убеждаются в том, что прилагательное – второстепенный член.

Найдите грамматическую основу в предложении: Красив цветок в лесу.

Учащиеся убеждаются в том, что прилагательное – главный член – сказуемое.

– Полное прилагательное является второстепенным членом, а краткое – главным – сказуемым.

– Какой остался вопрос?

– Как называется этот второстепенный член предложения?

– Чтобы это выяснить, узнайте, пожалуйста, предмет по признакам, которые я назову: зеленое, круглое, маленькое, сочное, ароматное.

– Какой признак яблока определяет прилагательное зеленый?

Аналогично анализируются все имена прилагательные и произносится вывод: прилагательное определяет признак предмета.

– Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

Применение нового знания.

Решение дидактических задач:

1.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

– Вы узнали, какими членами предложения являются прилагательные?

С опорой на схему учащиеся проговаривают новое знание.

– Что нужно, чтобы закрепить новое знание?

– Упражняться в определении прилагательных как членов предложения. Слайды № 6 – 8.

Упражнение 1.( Приложение №4).

Найдите в предложениях имена прилагательные. Определите, каким членом предложения они являются.

Солнце льет на землю теплые лучи.

Воздух прозрачен и свеж.

В лесу звучат птичьи голоса.

Учащиеся выполняют задания «по шагам» с самопроверкой по образцу.

Схема дополняется вопросом чей?

какой? чей? каков?

– Вы узнали, какими членами предложения могут быть имена прилагательные, умеете находить их и определять. Зная и умея, можно что делать?

Упражнение 2. (Приложение №4).

Вставьте недостающие члены предложения.

Скользят по небу (какие?) …………облака.

Чуть колышет ветви деревьев (какой?) …… ветерок. Березы распускают свои (какие?) ……… листочки. На земле видны (чьи?) ……… следы. первые весенние цветы.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, пользуясь словами для справок ( слайд № 9 ), и делают взаимопроверку в группах. Если есть ошибки и недочеты, объясняют друг другу.

– Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» во второй графе. Слайд № 10 .

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое новое знание и умение.

– Надеюсь, все «?» вы исправили на «+».

Применение нового знания в творческой деятельности.

Решение дидактической задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

– Совсем скоро мы будем отмечать большой праздник –155 лет со дня образования Амурской области. Хотели ли бы вы сделать подарок в День рождения ? А какой подарок мы можем сделать средствами русского языка. Слайд № 11 .

– Сочинить поздравление, написать рассказ.

– Я предлагаю всем вместе составить рассказ «Наш любимый край».

Учащимся раздаются заготовки частей текста по группам. В текстах пропущены определения. (Приложение №5).

Начало текста предлагаю такое: Наш край красив и необычен! (выставляется на доску.) Слайд № 12 .

Учащиеся в группах знакомятся с содержанием и приходят к выводу, что текст неудачен, т.к. в нем нет прилагательных.

– Что можно сделать?

– Вставить в текст необходимые определения.

Учитель предлагает учащимся прилагательные-подсказки.

В случае затруднения ребята могут воспользоваться прилагательными-подсказками.

– Итак, давайте прочитаем, что у нас получилось.

Наш край красив и необычен!

По одному представителю от группы зачитывают свою часть текста. Чтение текста сопровождается сменой слайдов № 13 – 16 .

Рефлексия учебной деятельности.

Решение дидактических задач:

1. Анализ и оценка успешности достижения цели.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

– Удалось вам описать красоту и необычность края? Что вам помогло описать красоту природы нашей Амурской области? Слайд № 17 .

– Знание того, что имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления.

– Что нового узнали?

– Имена прилагательные имеют краткую и полную форму, бывают в предложении сказуемым и определением.

– Я думаю, все вы убедились в том, что вы действительно умные и талантливые дети. Успехов вам в достижении целей! Спасибо вам за урок! Слайд № 18 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector