Существительные как члены предложения - Flm-Krym.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Существительные как члены предложения

Разобрать предложение по членам

Описание

Сервис позволяет автоматически разобрать предложение по членам.

Члены предложения русского языка

Слова и сочетания слов, которые связаны синтаксическими отношениями при построении предложения, составляют особый раздел. Все члены предложения делятся на:

Предлоги, союзы, частицы и междометие не различаются как член предложения. К этой группе присоединяются вводные конструкции, обращения.

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое несут основную смысловую функцию. Являются грамматической основой предложения.

Подлежащее – это субъект, совершающее какое-либо действие. Отвечает на вопросы кто? что? Стоит всегда в именительном падеже. Например, птички поют. Действие выполняют птички – это подлежащее.

Сказуемое указывает на действие субъекта. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? каков? что это такое? Например, дом – крепость. Дом что это такое? Крепость – сказуемое.

По наличию главных членов и их количества предложение бывает:

двусоставное или односоставное;

простое или сложное.

В двусоставном предложении имеются и сказуемое, и подлежащее. Например, весна наступает. В основе односоставного предложения подразумевается только один из главных членов. Например, на улице весна.

В простом предложении отражается только одна основа из состава подлежащего/сказуемого. С двумя или несколькими основами называют сложным. Например: Скоро будет лето. Скоро будет лето, и вновь поспеют ягоды.

При разборе предложения в письменном виде подлежащее подчёркивается одной линией, сказуемое – двумя.

Второстепенные члены предложения

Второстепенную информацию несут три члена предложения, которые тесно связаны с главными членами, поясняют основную мысль.

В зависимости от наличия второстепенных членов бывают:

распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из подлежащего и сказуемого (в односоставном предложении с наличием одного главного члена). Например: Весна. Дети рисуют.

При наличии второстепенного члена предложение считается распространённым. Например: Благоухающая весна. Дети рисуют птичек.

Вносят добавочную информацию определение, дополнение и обстоятельство.

Дополнение

Обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Различают прямое дополнение: в винительном падеже объекту при ответе на вопрос не нужен предлог. Например, вижу (кого?) маму.

Косвенное дополнение – это формы всех других падежей независимо от наличия предлога, в винительном падеже требуется предлог. Например, верить (во что?) в справедливость.

Части речи, которые выражают дополнение:

имя прилагательное в качестве существительного;

причастие в роли существительного;

неопределённая форма глагола (инфинитив);

При письменном разборе дополнение подчёркивается пунктирной линией.

Определение

Обозначает признак объекта и отвечает на вопросы какой? чей? Относится к существительному или к части речи, которая выступает в роли существительного. По способу согласования определения бывают:

Согласованное определение применяется в том же роде, числе, падеже, что и определяемое слово. Несогласованные определения связываются с определяемым словом с помощью примыкания, управления.

Определение при письме подчёркивается волнистой линией.

Обстоятельство

Обозначает место, время, образ действия и степени, а также причину, условие, сравнение, цель действия. В зависимости от вида отвечает на вопросы: где? когда? откуда? с каких пор? как? каким образом? почему? отчего? зачем? почему? с какой целью? сколько?

При письменном разборе обстоятельство отмечают штрихпунктиром.

Итак, бывают главные и второстепенные члены предложения. Особо можно рассмотреть однородные члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос.

Как выполняется разбор предложения

Чтобы разобрать предложение по членам, нужно следовать простому алгоритму. Он заключается в следующем: сначала находят грамматическую основу предложения. Задать вопросы именительного падежа «кто?» и «что?». Это будет подлежащее. Чаще всего оно выражается существительным, местоимением или начальной формой глагола.

Найти сказуемое можно, задав извечный вопрос, о котором задумывался Николай Гаврилович Чернышевский: «Что делать?». Он очень подходит к тому члену предложения, который выражается такой интересной морфологической единицей, как глагол. Подчеркнув подлежащее одной чертой, а сказуемое – двумя, можно производить разбор дальше. Следует быть внимательным при разборе, так как существуют предложения с одним главным членом, подлежащим или сказуемым.

Теперь нужно пояснить главное

Найти все второстепенные члены предложения станет легче, если знать, какой частью речи они обычно выражаются. Дополнение – это существительное или его заменитель местоимение в пяти падежах (исключая именительный). Такие падежи называются косвенными. Определения выражаются прилагательным, причастием, местоимением и отвечают на вопросы: «какой?» и «чей?». Наречие, деепричастие, существительное и неопределенная форма глагола в предложении выполняют функцию обстоятельства, если отвечают на вопросы: как, куда, откуда, где, по какой причине. Подчёркиваем дополнения пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – пунктиром с точкой.

Особые случаи

Оригинальными являются предложения с однородными членами предложениями. Однородные потому и носят такое название, что они обозначают одно и тоже, значит, следует отметить, что однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

Части речи и члены предложения

Вам, наверно, знакомы вопросы, которые часто задают люди: Кто это? Что это? Что он делает? Какой? Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Сколько? Который по счёту?

Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Части речи: самостоятельные и служебные

Самостоятельные — части речи, которые могут употребляться без слов-помощников.

— имена существительные (отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предмет)

— имена прилагательные (отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета)

— глаголы (отвечают на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие предмета)

— наречия (отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда?, обозначают признак действия)

— имена числительные (отвечают на вопросы сколько? какой по счёту?, обозначают количество предметов, порядок предметов при счёте)

— местоимения (слова, которые употребляются вместо имени существительного или имени прилагательного)

Служебные — части речи, которые самостоятельно в предложении употребляться не могут; их назначение – быть помощниками.

Потренируемся в определении частей речи

Определим, какие части речи использовал Сергей Есенин.

До земли. С испуга

А в окно снежинки

Тают, и слезинки

Вниз по стёклам льются.

Имена существительные.

Что? вьюга, ели, (земля) земли, (испуг) испуга, ставни, окно, снежинки, (мотыльки) мотыльками, слезинки, (стекло) стёклам

Глаголы.

Что сделала? разгулялась, что сделали? наклонились, заскрипели, что делают? бьются, тают, льются.

Наречие. Куда? вниз.

Предлоги: до, с, в, по.

Союзы: а, и.

Ставни – это створки для прикрытия окна.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились.

Определим части речи.

Звёздочки (что?) — имя сущ., первые (какие?) — имя прил., на – предлог, небо (что?) – имя сущ., засветились (что сделали?) – глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? — звёздочки – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? — засветились – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Читайте также:  Как воспитывать и дрессировать хаски правильно

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения – члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Главные члены предложения и второстепенные

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал — основа предложения. Я – подлежащее, повстречал – сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды, второстепенный член относится к сказуемому. Повстречал (кого?) жабу, второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную, второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо — основа предложения. Перо – подлежащее, было – сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое, второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове, второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё, второстепенный член относится к сказуемому.

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко.

Предложения распространённые и нераспространённые

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде. Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул – это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Блеснула (где? над чем?) над лесом, второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной, второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами, второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом.

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы, что сделали? – завяли. Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето, что сделало?- миновало. Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень, что сделала? – замела. Это главные члены.

Замела (что?) тропы, тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.

Прилетела – глагол, Весна – имя сущ., на – предлог, лебединых – имя прил., крыльях – имя сущ.

Что мы можем рассказать про предложение:

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер — это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс.Занёс — это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, — предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко, второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое, второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое.

Заключение

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи – группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения – самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.

Существительное в предложении – на все руки мастер

Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:

  • Существительное в И. п. (Кто? Что?) называет объект (предмет речи) и является ПОДЛЕЖАЩИМ.
  • Глагол называет действие и чаще всего становится СКАЗУЕМЫМ.
  • Прилагательное – обозначает признак предмета, играет роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ для подлежащего и второстепенных членов предложения.
  • Существительное в косвенных падежах становится ДОПОЛНЕНИЕМ, сообщающим о подробностях события.
  • Наречие обозначает ОБСТОЯТЕЛЬСТВА места, времени, образа действия.

Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.

Вопросы главных и второстепенных членов предложения

Части речи иногда «расширяют свои полномочия» – выполняют синтаксические задачи членов предложения, которые им обычно несвойственны. Числительное может выступать подлежащим и сказуемым: дважды два – четыре . Глагол – встать на место подлежащего: ломать – не строить . Но ни одна часть речи, кроме существительного, не способна играть роль ВСЕХ ПЯТИ членов предложения.

Многообразие ролей существительного в предложении

По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного

Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.

  1. Подлежащее (предмет речи) отвечает на вопросы только Именительного падежа – КТО? ЧТО? Пример: Что? – «Дела идут, контора пишет». Кто? – «Кассирша деньги выдает».
  2. Сказуемое (действие предмета) – существительное образует составное именное сказуемое, которое отвечает на вопросы: ЧТО ПРЕДМЕТ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ? КАКОВ ОН? В состав такого сказуемого входит глагол-связка был, есть, будет, стал, станет. Связка есть может отсутствовать, но её полезно подставлять, чтобы увидеть грамматическую основу. Существительное является именной (лексической) частью сказуемого и употребляется в разных падежах:
    – Его пример (что собой представляет?) – другим наука (И. п.).
    – Истина (какова она?) – в вине (П. п.).
    – Россия (есть) – Родина моя (И. п.).
  3. Дополнение (объект действия) отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, которые задаются от сказуемого. Конструкции «переходный глагол + В. п.» образуют прямое дополнение. В отличие от подлежащего (кто? что?), прямое дополнение требует вопросов КОГО? ЧТО? – их надо задавать в паре, чтобы не ошибиться с определением падежа имени существительного и его роли в предложении. Знакомый пример: «Кассирша деньги выдает». Выдает (кого? что?) – деньги (В. п. – дополнение).
Читайте также:  Каков общий порядок судебного разбирательства

Прямые и косвенные дополнения

  1. Определение (признак предмета) – вопросы: ЧЕЙ? КАКОЙ?/ИЗ ЧЕГО? Существительное может выступать в предложении в качестве несогласованного определения:

    – мой дядя (какой он?) самых честных правил (Р.п).

    – на остановке (чьей?) троллейбуса (Р. п.) – ср.: на троллейбусной остановке;
    – дом (какой?) с мезонином (Т. п.);
    – кораблик (какой?/из чего?) из газеты вчерашней (Р. п.);
    – избушка (какая?) на курьих ножках (П.п.)Несогласованное определение не всегда можно заменить конструкциями с прилагательными, особенно если определение выражено устойчивым сочетанием.

    На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.

    Основные трудности определения синтаксической роли существительного

    Синтаксическая
    роль
    ПроблемаРешениеПримеры
    ПодлежащееСуществительное
    не стоит в И. п.
    Количественное значение
    Избирательность: предлог «из» + Р. п.
    Сочетаемость: предлог «с» + Т. п.

    Фаза времени: И. п. + Р. п.
    Устойчивое сочетание Пять пальчиков сидят в чуланчиках.
    Один из пассажиров – вор.
    Жили-были (мн. ч.) старик со старухой.
    Но: Жил (ед. ч.) король с королевой .
    Приближался конец года.
    Меня ожидал ворох дел.
    Второстепенные члены предложенияОпределение, дополнение или обстоятельство?Определение – если относится
    к объекту и можно задать вопрос какой? чей?
    Дополнение – если относится к действию, может само иметь определение, отвечает на вопросы косвенных падежей
    Обстоятельство – если можно задать вопросы как? где? когда? – вместо косвенных падежейЗа мной стоял мужчина (какой?) с портфелем.
    Но: Мужчина пришел (с чем?) с портфелем.
    Он – достойный сын (чей?) своей матери.
    Но: Он сказал (кому?) матери не всю правду.

    Пребывание (какое?) в тишине успокаивает нервы.
    Шорохи раздались (в чем?) в зловещей тишине .
    Я хочу посидеть (как?) в тишине.

    Когда существительное – не член предложения

    Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.

    Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:

    • «Мама, я хочу домой».
    • Я люблю тебя , жизнь.
    • А вы , друзья, как ни садитесь , все в музыканты не годитесь.

    Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.

    Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:

    • К счастью, мы успели к поезду. – Мы успели к поезду.
    • Ваша кошка , к сожалению, потерялась . – Ваша кошка потерялась.

    Еще раз о синтаксической роли существительного:

    2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений

    1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

    Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня ; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку ; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы .

    2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.

    Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.

    3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:

    • согласованные определения;
    • несогласованные определения.

    Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

    Ср.: родной край; родного края; в родных краях.

    При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

    Способы выражения согласованного определения

    ФормаПримеры
    1. Полное прилагательное Солнечный день; любимая книга; отцовы слова.
    2. Полное причастие Выполненное дело; зеленеющий лес.
    3. Местоимение-прилагательное Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума.
    4. Порядковое числительное Первый день; во втором ряду.
    5. Числительное один Одно перо; одна тетрадь.

    Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

    управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

    Ср.: дом из камня ; в доме из камня ;

    примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

    Ср.: яйцо всмятку ; шапка набекрень ; её платье.

    Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

    Способы выражения несогласованных определений

    ФормаПримеры
    1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлогаПолёт лётчика ; блузка в горошек ; дама в шляпе ; юбка складками ; мебель из берёзы ; аллея перед домом ; баночка из-под крема .
    2. ИнфинитивЖажда познать ; стремление увидеть .
    3. НаречиеПоворот налево ; глаза навыкате .
    4. Прилагательное в сравнительной степениДеревья поменьше ; арбузы поспелее .
    5. Притяжательные местоимения его, её, их Её брат; их забота.
    6. Цельные словосочетания с главным словом – существительнымДевушка с голубыми глазами ; девушка высокого роста ; человек большого ума .

    4. Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

    Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

    1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

    Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.

    Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема , юбка в складку , желание познать , поворот налево ). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

    2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

    Например:
    Мужчина шёл с чемоданом .
    Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом .

    В первом предложении ( Мужчина шёл с чемоданом ) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении ( Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом ) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

    То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке ; человек большого ума ; блузка в горошек . Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

    3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

    Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома . – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки ; Мы вошли (куда?) в зал . – Вход (какой?) в зал был закрыт .

    4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

    ЗначениеСпособ выраженияПримеры
    1. ПринадлежностьСуществительное в родительном падежеАльбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату).
    2. Носитель признакаСуществительное в родительном падежеЗелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый).
    3. Содержание определяемого понятияСуществительное в родительном падежеПравила поведения ; политика мира .
    Существительное в предложном падеже с предлогом о (об)Вопрос о наследстве ; книга об открытиях .
    ИнфинитивСтрасть противоречить ; желание учиться .
    4. Производитель действияСуществительное в родительном падежеПение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл).
    5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве)Цельное словосочетание в родительном падежеЧеловек большого ума ; человек высокого роста ; девочка трёх лет .
    Существительное в винительном падеже с предлогом вПлатье в горошек ; галстук в искорку .
    Существительное в творительном падеже с предлогом сДом с мезонином ; лодка с парусом .
    Существительное в предложном падеже с предлогом вДама в шляпе ; человек в очках ; озеро в лесу .
    НаречиеНадпись по-английски ; яйцо всмятку ; глаза навыкате .
    6. МатериалСуществительное в родительном падеже с предлогом изДом из камня ; платье из ситца ; ваза из хрусталя .
    7. ПроисхождениеСуществительное в родительном падеже с предлогом изГенерал из солдат ; староста из мужиков .
    8. Вещество, содержащееся в предметеСуществительное в родительном падеже с предлогом из-подБутылка из-под молока ; банка из-под крема .
    9. ИсточникСуществительное в родительном падеже с предлогом отПояс от платья ; воронка от снаряда .

    1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.

    Открытие Колумба ; открытие Америки – Колумб открыл Америку .

    Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).

    План разбора определения

    1. Указать тип определения (согласованное – несогласованное).
    2. Указать, какой морфологической формой выражено определение.

    Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

    Детскую ( радость ) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. ( Радость ) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.

    Упражнение к теме «2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений»

    Читайте также про определение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

    Каким членом предложения может быть местоимение?

    Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры с место­име­ни­ем в син­так­си­че­ской роли глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, под­ле­жа­ще­го и имен­ной части ска­зу­е­мо­го, и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов — допол­не­ния, опре­де­ле­ния и обсто­я­тель­ства.

    Синтаксическая роль местоимений в предложении

    Каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся место­име­ние, мож­но опре­де­лить, исхо­дя из того, сло­во какой части речи оно заме­ня­ет, на что место­име­ние ука­зы­ва­ет, на лицо или пред­мет, на при­знак или коли­че­ство. Рассмотрим подроб­но, какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет место­име­ние в пред­ло­же­нии.

    Таблица

    Синтаксическая рольПримерыВопрос
    Подлежащее Я писал сооб­ще­ние на ходу.(кто?) я писал.
    СказуемоеЭти пер­чат­ки были вовсе не мои .пер­чат­ки (како­вы?) были не мои.
    ОпределениеДевушке шла любая шляп­ка .шляп­ка (какая?) любая.
    ДополнениеНе рой яму дру­го­му , сам в нее попа­дешь.не рой (кому?) дру­го­му.
    Обстоятельство Между нами села наша зна­ко­мая.села (где?) меж­ду нами.

    Местоимение — главный член предложения

    Подлежащее

    Если место­име­ние заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное и ука­зы­ва­ет на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет, то чаще все­го оно явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, то есть под­ле­жа­щим, или допол­не­ни­ем.

    Местоимение в роли под­ле­жа­ще­го отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

    Примеры

    Я не хочу огор­чать вас этим изве­сти­ем.

    — Ты возь­мешь меня с собой на рыбал­ку? — спра­ши­ва­ет маль­чон­ка у стар­ше­го бра­та.

    Солнце быст­ро сади­лось в море. Оно бро­си­ло послед­ний баг­ря­ный отсвет на воду.

    Кто мно­го зна­ет , тот нигде не про­па­дет .

    Несколько детей с шумом и виз­гом плес­ка­лись в реч­ке.

    Местоимение — часть составного именного сказуемого

    Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным или сло­вом дру­гой части речи, а глагол-сказуемое отсут­ству­ет, то место­име­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и высту­па­ет в роли имен­ной части состав­но­го ска­зу­е­мо­го. При место­име­нии в этой син­так­си­че­ской роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «явля­ет­ся» и пр.

    Примеры

    Чья в этом вина , никто не зна­ет.

    Этот жур­нал будет моим , когда ты его про­чтешь.

    Каковы люди в этом посел­ке, всем извест­но.

    Мы поин­те­ре­со­ва­лись, какой в этом доме рас­по­ря­док .

    Местоимение в роли второстепенных членов предложения

    Дополнение

    Местоимение в син­так­си­че­ской роли допол­не­ния зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

    Примеры

    Без тебя я быст­ро соску­чил­ся и загру­стил .

    Ему вспом­ни­лась послед­няя поезд­ка в Петербург.

    Из-за плес­ка воды не рас­слы­шишь, что кри­чат с бере­га.

    Начальнику поляр­ной стан­ции нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить о достав­ке нуж­ных мате­ри­а­лов.

    Не зво­ни­те ей боль­ше с этой прось­бой.

    Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю довер­чи­вость.

    Хочется съесть что-нибудь вкус­ное.

    Определение

    Второстепенным чле­ном пред­ло­же­ния в роли опре­де­ле­ния высту­па­ют все раз­ря­ды место­име­ний, ука­зы­ва­ю­щих на при­знак пред­ме­та. Особое вни­ма­ние про­явим, если при­тя­жа­тель­ные место­име­ния «его», «её», «их» пояс­ня­ют суще­стви­тель­ные и явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

    Местоимения в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ний отве­ча­ют на вопро­сы: какой? чей?

    Примеры

    В нашей арте­ли насчи­ты­ва­лось восемь лесо­ру­бов.

    Человек все­гда дол­жен пом­нить сво­их пред­ков .

    Мой вопрос так и остал­ся без отве­та.

    Казалось, в строй­ном хоре его голос вел всех за собой.

    Их ста­ра­ния увен­ча­лись все-таки успе­хом.

    Обстоятельство

    Местоимения в роли обсто­я­тельств ука­зы­ва­ют на коли­че­ство чего-либо и чаще все­го встре­ча­ют­ся в соста­ве син­так­си­че­ски неде­ли­мых сло­во­со­че­та­ний со сло­ва­ми дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ных в падеж­ной фор­ме и др.) Обстоятельство, выра­жен­ное место­име­ни­ем с суще­стви­тель­ным, зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы: когда? с каких пор? сколь­ко? как? и пр.

    Примеры

    В то вре­мя все было здесь по-другому.

    Сколько дней пого­да будет ненаст­ной ?

    Кошки спо­соб­ны гулять сами по себе .

    Сколько лет дедуш­ка здесь живет ?

    В этот час ты можешь наве­стить нас.

    Мы наблю­да­ли яркий звез­до­пад несколь­ко ночей под­ряд в авгу­сте.

    Видеоурок

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector